Ситуация
СИТУАЦИЯ (лат.) - распределение всех действующих лиц произведения в их взаимоотношении к развитию действия. Являясь моментом развития интриги, С. Порождает определенные условия, преодоление к-рых ведет действующих персонажен к взаимной борьбе, результатом чего оказываются новые обстоятельства, создающие новую С. Зарождение новой С. Из решения конфликта ранее существующей С. Делает сюжетное построение произведения совершенным. Подобная связанность и обусловленность С. Дает возможность видеть эволюцию характеров в их непрерывном, органическом и противоречивом развитии. Некоторые литературоведы - представители психологического и формального направления (Зейферт) пытались даже построить весь анализ композиции литературного произведения на исследовании доминирующей С.
Произведения.Система чередования С. - единичных слагаемых элементов композиции - определяет собой общий характер архитектоники художественного произведения и сильнейшим образом влияет на ритм развития темы. Поэтому для каждого из литературных родов и жанров можно установить наиболее типичные системы С., а также - в результате взаимодействия жанров - смешанные и переходные их системы. Особенно четко противостоят друг другу системы С. Драмы и эпоса (романа). В первой обычна - об отклонениях см. Ниже - одна доминирующая система С., притом С. Как правило действенных, и лишь в качестве тормозящих действие моментов и в развязке выступают С. Статические. Эти особенности драматической системы С. Были формулированы в учении об единстве действия.
Напротив, для эпоса (романа) обычно соединение нескольких систем С., объединяемых пространственно или хронологически. При этом, широко вводя элементы описания, эпос (роман) необходимо перемежает С. Действенные с С. Статическими. Эти особенности системы С. В эпосе (и романе) вызывали неоднократно повторявшиеся попытки разложить то или иное эпическое произведение на более мелкие единицы (теория гомеровского эпоса Вольфа, теория «кантилен» в применении к средневековому эпосу, теория новеллистической композиции романа). Разумеется между типическими системами С. Обоих поэтических родов возможны многочисленнее переходные системы.Наконец не следует забывать, что С. В своем историческом существовании не остается однотипной и однообразной.
Напротив, в каждый новый период развития искусства С. Приобретает особые, выражающие специфические черты данного стиля, свойства. Так напр. В драме логически ясные, последовательные, примитивные ситутации Эсхила («Просительницы», «Скованный Прометей») сменяются психологически завуалированными и композиционно усложненными ситуациями Софокла и особенно Эврипида («Царь Эдип», «Алкеста» и др.).В античной трагедии в целом смена С. Определяется роком, господствующим над смертными. Герой постоянно оказывается ввергнутым в трагическую С. Не в результате своих поступков, но в результате тяготеющей над людьми и богами судьбы.С. Средневековой мистерии отличались величайшей композиционной раздробленностью, отражающей компилятивный принцип создания мистерии.
Разрешение коллизии не вытекало из С., но осуществлялось путем вмешательства божества (развязки мираклей). Фарсовая С. Имела в своей основе, как и сам фарс, одно или несколько анекдотических событий (фарс о чане, «Адвокат Патлен»). Подобная С. Строилась на принципе неожиданного завершения коллизий, и тем самым на нарушении общепринятых норм поведения.В спектаклях commedia dell’arte анекдотическая непредвиденность С. - полная случайность и алогичность их связи - достигала наивысшей степени. Новая С. Рождалась тут же на сцене - в момент импровизации комедианта, на обязанности к-рого лежало подчинение всех импровизационных С. Сценарной схеме спектакля.Если фарсовая система С. Определяла собою в известной степени характер С.
Импровизационного театра, то раздробленные, мистериальные С. Оказали существенное влияние на динамику чередования ситуаций в трагедиях драматургов Елизаветинского периода. Классический театр XVI-XVIIвв. Полностью уничтожил дробные, эпизодические, обособленно существующие С., сковав их в очень последовательную цепь событий, составляющих собою абсолютное единство действия.Бытовой буржуазный театр, добиваясь иллюзорности показываемых со сценических подмостков событий, создавал подчеркнуто будничные С., не допуская в них ничего, нарушающего нормальный ход событий. В противовес этому С. Романтич. Театра строились на эффекте остро неожиданном и преувеличенном. В искусстве импрессионизма, неспособном показать явление в его закономерности и социальной координированности, С.
Обособляется и приобретает самодовлеющее значение. Художник-импрессионист ограничивается лишь изображением смены переживаний, пробуждаемых единичной, вырванной из потока явлений, фиксируемой в статике С. (драма Метерлинка).Система С. В советской литературе и драматургии, правдиво отражая реальную действительность, убеждает в закономерности развиваемых событий..
Дополнительный поиск Ситуация
На нашем сайте Вы найдете значение "Ситуация" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ситуация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа