Ткачев

87

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844-1885) - публицист и литературный критик. Происходил из мелкопоместной дворянской семьи. В 1861 поступил в Петербургский ун-т. Вскоре принял участие в студенческом движении, был арестован и вследствие закрытия ун-та правительством вынужден прекратить занятия в нем. Тогда же Т. Принял деятельное участие в революционных кружках, в связи с чем в 1862 был арестован и приговорен к трем месяцам тюрьмы. В том же году началась литературная деятельность Т. Он сотрудничал в «Библиотеке для чтения», «Времени», «Эпохе» и др. Журналах. С конца 1865 Т. Стал постоянным сотрудником «Русского слова» и заменившего его «Дела». К концу 60-х гг. Т. Как публицист приобрел значительную популярность в кругах мелкобуржуазной интеллигенции.

Одновременно с лит-ой деятельностью он продолжал и революционную работу, неоднократно подвергаясь обыскам и арестам. Сблизившись с С. Г. Нечаевым, Т. Вместе с ним руководил студенческим движением 1869 в Петербурге, написал и напечатал прокламацию с изложением студенческих требований («К обществу»), в связи с чем снова подвергался аресту и в 1871 по процессу нечаевцев приговорен к 1 г. 4 мес. Тюрьмы. По отбытии наказания Т. Был выслан в Псковскую губ., откуда в конце 1873 бежал за границу. Поселившись в Швейцарии, он пытался сотрудничать в журн. П. Л. Лаврова «Вперед», но вскоре, убедившись в разногласиях относительно задач и методов революционной деятельности, порвал с Лавровым. Сблизившись с группой русских и польских эмигрантов-бланкистов, Т.

Вместе с ними издавал журнал «Набат» (1875-1881), орган русского бланкизма. Участвовал Т. И во французском бланкистском органе «Ni dieu, ni maitre». Эмиграция не помешала Т. Продолжать сотрудничество в «Деле». В 70-х гг. Он был одним из ближайших сотрудников этого журнала, выступая в нем под различными псевдонимами. Никитин, Нионов, Постный, Все тот же и др. В 1882, вследствие тяжелой болезни, литературная деятельность Т. Прекратилась.Примыкая в идейном отношении к русским просветителям 60-х гг., Т. Тем не менее занимал в их среде обособленное место. Знакомство с теорией К. Маркса убедило Т. В том, что не сознание людей определяет их бытие, а бытием определяется их сознание. Еще в 1865 Т. Заявил себя приверженцем учения Маркса.

Ткачев в своих статьях не раз делал попытки установить и объяснить зависимость отдельных конкретных явлений жизни от экономики. Но это не делало Т. Марксистом. Учение Маркса оставалось непонятым Т. Его экономический материализм был пропитан психологизмом и стоял в непосредственной связи с утилитарной системой морали, сторонником которой являлся Т. Деятельность как отдельного человека, так и общества определяется, по Т., расчетом, соображениями о личных выгодах. Вследствие этого интерес экономический приобретает первенствующее значение. Понимая противоположность классовых интересов и неизбежность борьбы между различными классами общества, Т. Рассматривал ее как частный вид всеобщей борьбы, наблюдающейся в истории человечества.

Борьбы государств, национальностей, общественных групп и индивидов между собою. Оставалась Т. Чужда и диалектика Маркса, что было связано и с общими философскими взглядами Т. Не понимая философии Гегеля и отзываясь о ней, как о «чепухе», Т. Выступал как сторонник общественно-научного, механистического материализма в духе Писарева. Наконец для Т. Оставались чуждыми и взгляды Маркса на историческую роль пролетариата. Социальная революция рисовалась Т. Как переворот, совершаемый «сознательным» меньшинством, захватывающим при помощи заговора государственную власть и устанавливающим свою диктатуру в целях проведения в жизнь ряда социальных реформ.В области литературно-критической Т. Выступал как сторонник реалистической критики Чернышевского и его последователей, однако сильно вульгаризируя ее.

К «критике эстетической» и к теории «искусства для искусства» Т. Относился резко отрицательно. Такую критику он упрекал в полном субъективизме. Т. Отвергал существование единого эстетического критерия, указывая, что эстетические воззрения не только изменяются с течением времени, но и в одно и то же время бывают законно различны у людей различного общественного положения. В отличие от критики эстетической, Т. Стремился доказать возможность критики, основанной на научных началах. Т. Считал, что даже Добролюбов и Писарев не сумели избавиться от влияния эстетической критики. Писарев, по мнению Т., оценивал художественные произведения с точки зрения абстрактного идеала, и это делало его метод критики идеалистическим.

Для того, чтобы стать научной, критика должна всецело отбросить вопрос о субъективных ощущениях, вызываемых в нас творением художника, и искать норм для оценки его в сумме социальных и исторических факторов. Литературный критик должен ограничиться оценкою «психологической» и «жизненной правды» художественного произведения, оставляя в стороне его «художественную правду». Сообразно с этим в художественном произведении Т. В первую очередь интересуют такие вопросы, как влияние жизненных условий на творчество художника, общественный смысл его произведений, соответствие действительности характеров и отношений, изображаемых художником. Эти вопросы интересовали Т. Особенно потому, что в его глазах художественное творчество представляло ценность постольку, поскольку оно было полезно для общества.

Т. Даже заявлял, что художественная литература нужна для общества лишь потому, что в его среде имеются люди, к-рые по состоянию своего умственного развития недоступны для воздействия науки. Такие люди легко воспринимают идеи, если они преподносятся им в беллетристической форме. Этим определялось и отношение Т. К вопросу о тенденциозности в художественном творчестве. Т. Считал, что наличие в художественном произведении определенной тенденции не только полезно, но и неизбежно.Требуя от искусства, чтобы оно «поучало и вразумляло», Т. В высшей степени отрицательно относился к той беллетристике, к-рая стремится ограничиться бесстрастным протоколированием и копированием действительности. Причем Т. Очень расширил, и произвольно, круг этой последней литературы.

Так, он отзывался с осуждением о беллетристике типа Н. Успенского и В. Слепцова, к-рых он называл «эмпириками», а также о натуралистической школе Э. Золя. Еще более резко оценивал Т. Дворянскую литературу, обвиняя Тургенева, Писемского и др. В искажении народной жизни и в том, что они занимались неактуальными проблемами.Таким образом Т. Прямолинейно отрицал многих значительнейших писателей из дворянского и даже революционно-демократического лагеря, резко снижая тем самым роль литературы в общественной жизни. Слабой стороной эстетических взглядов Т. Было также совершенное отрицание возможности эстетической оценки произведения, вследствие отрицания им каких-либо общеобязательных объективных критериев. Несмотря на это, литературно-критическая деятельность Т.

Имела в свое время большое общественное значение, гл. Обр. Ввиду того, что он постоянно выступал на защиту реальной критики против всех попыток идеалистической ревизии литературного наследства просветителей, неоднократно предпринимавшихся в 70-е гг. Литературными критиками народнического лагеря.Библиография. I. Избранные сочинения. Ред., вступ. Статья и примеч. Б. П. Козьмина, тт. I-III и V-VI, М., 1932-1937, Избранные литературно-критические статьи. Ред., вступ. Статья и примеч. Б. П. Козьмина, М. - Л., 1928.II. Козьмин Б., П. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х годов, М., 1922..

Значения в других словарях
Тихонов Н. С.

ТИХОНОВ Николай Семенович (1896-) - поэт, прозаик и переводчик. Мать - крестьянка, отец - из мещан. Учился в городской и торговой школе. Участвовал в империалистической войне. В годы гражданской войны был в Красной армии. В 1921 приехал в Петроград, примкнул к литературному содружеству «Серапионовы братья» и целиком отдался лит-ой деятельности. Со времени организации Союза писателей ведет большую работу в писательских организациях Ленинграда. В 1939 награжден орденом Ленина.Писать Тихонов начал ..

Тихонравов

ТИХОНРАВОВ Николай Саввич (1832-1893) - историк русской литературы, профессор Московского ун-та (с 1859), академик (с 1890). Сын фельдшера одной из московских больниц.Методологическая позиция Т. Явилась результатом воздействия на него в первую очередь Ф. И. Буслаева. От других учителей - историков С. М. Соловьева и Т. Н. Грановского - Т. Усвоил идею «органического развития» России и близость к «западничеству». Выступил в печати в 1850 со статьей о Катулле. В дальнейшем Т. Специализировался по ис..

Тлкатинци

ТЛКАТИНЦИ (1863-1915) - псевдоним западно-армянского писателя Ованнеса Арутюньяна. В течение многих лет был учителем в армянских сельских школах. Писал рассказы, новеллы, стихи и драматические произведения. В его творчестве отразились патриархальный быт и нравы жителей глухой провинции конца XIX и начала XX в.Персонажи произведений Т. - армянские и азербайджанские феодалы, сельские ростовщики, представители духовенства и эксплоатируемые армянские крестьяне.Т. С юмором и сарказмом разоблачал и би..

Тлкуранци

ТЛКУРАНЦИ (Тылкуранский) Ованнес (XV-XVI вв.) - средневековый армянский лирик. Р. В Месопотамии. Был католикосом в г. Сисе (Киликия) с 1489 по 1525.Поэзия Т. По тематике родственна иранской. В ней сказывается влияние иранских лириков Хафиза и Омар-Хаяма. Т. Воспевал природу, женщину, вино и любовь. В ряде стихотворений дидактического характера Т. Призывал к религии. Особое место занимает среди его произведений поэма «Храбрый Липарит», отображающая героизм и трагическую гибель сына маршала армянс..

Дополнительный поиск Ткачев Ткачев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ткачев" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ткачев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа