Толстой А. К.

63

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович, граф (1817-1875) - поэт, драматург и беллетрист. Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 20-х гг. Под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее воспитание, был близок к придворной жизни. Много путешествовал по России и за границей, с 1836 служил в русской миссии во Франкфурте, в 1855 участвовал в севастопольской кампании. Умер в своем черниговском поместьи. Несмотря на блестящую придворную карьеру (был флигель-адъютантом Александра II, потом егермейстером), Т. В своем творчестве отразил фрондерские настроения славянофильского оттенка. Конфликты Т. С Александром II на почве борьбы за личную независимость поэта, за освобождение его от придворных уз нашли отражение в «Илье Муромце» («государыне-пустыне поклонюся вновь»), в «Садко», где в аллегорической форме едко осмеивается царский двор, а также и в декларативной поэме «Иоанн Дамаскин», прославляющей уход поэта из великолепного дворца калифа («отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле»).

Корни этого вольнолюбия Т. Лежат глубоко в прошлом. Он всячески поэтизирует Киевскую Русь, противопоставляемую абсолютизму как якобы антиславянскому в своей основе, «татарскому» началу («Змей-тугарин», «Поток-богатырь»). Славянофилы 40-50-х гг. Возводили в культ московский период русской истории. Т. Был убежден, что и московский период был извращением истинно славянского духа. Иван Грозный именно как истребитель боярских родов и создатель бюрократического государства символизирует в глазах Т. Злое начало в русской истории. Обращаясь к русской истории, Т. Превращал в героев всех борцов за реставрацию феодальных вольностей («Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов»), зло издеваясь над ревнителями централизма не только в историческом плане, но и в злободневных откликах (см.

Напр. Стих. «Единство», бичующее Каткова), и в то же время еще более яростно отвергая политически прогрессивные, буржуазно-демократические течения («Поток-богатырь», «Баллада с тенденцией»). Поэтическая продукция Т. - это, во-первых, баллады из древнерусской (иногда древнескандинавской) жизни с резко выраженной героической тематикой, во-вторых - ряд лирических произведений, преимущественно отражающих тягу к природе, к примитивным жизненным впечатлениям. Следует отметить, что и в балладах Т. Героическая эпичность сочетается с жизнерадостным биологизмом, с любовным проникновением в жизнь птиц, животных и растений, с которой так гармонирует эмоциональный мир излюбленных героев Т. Герой баллад Т. - как правило - рисуется в облике мужественного, полнокровного и грубого варвара.

В культ возводятся физическая сила, мужество, несокрушимое здоровье. Жизнерадостный биологизм, опьянение ярью «веселого месяца мая», под воздействием к-рой «в лугах поют стрекозы, в лесах поют ручьи», а княжеским дочерям «не шьется, хоть иглы изломай» - служит лейтмотивом баллады «Сватовство», где мы имеем пример сочетания феодальной героики с поэтизацией весеннего ликования природы. Характерно, что и смерть, подстерегающая феодального героя Т. («Канут»), не воспринимается в мрачном свете, т. К. Рисуется на фоне весеннего цветения, смягчающего трагизм фабулы. Здесь корни примитивного пантеизма, своеобразного язычества Т. Крещение Руси Т. Воспринимает с оттенком весьма заметной иронии («Попы пришли толпами, крестятся и кадят»).

В трактовке Т. Князь Владимир отнюдь не христианин, заботящийся о просвещении своей страны, а самый неподдельный варвар-язычник, воспринимающий христианскую мораль. Сочетание языческих симпатий с идеологией славянофильства придает позиции Т. Известное своеобразие, резко отличающее ее от канонического славянофильства. В противоположность штампам салонной поэзии он сплошь и рядом ярко передает грубое, здоровое чувство бытия. Тяга к патриархальности объясняет наличие у Т. Сплошь и рядом нарочитого снижения стиля, стремления к простонародности как в лексике, так и в отборе изобразительного материала. Славянофильская тенденция определяет тягу Т. К имитации народной песни («Кабы знала я, кабы ведала», «Ой, честь ли то молодцу лен прясти» и т.

П.). Некоторые его деревенские пейзажи внешне напоминают некрасовские («У мельницы старой и шаткой сидели в траве мужики, телега с разбитой лошадкой лениво подвозит мешки»). Но реализм Т. Носит внешний характер, сколько-нибудь глубокой правдивости в отображении действительности у Т. Нет, если не считать некоторых сторон современной бюрократической системы, разоблачавшейся Т.Здесь Т. Проявил себя как талантливый сатирик. Некоторые его сатирические поэмы, направленные против царизма и бюрократии («Русская история от Гостомысла», «Сон Попова»), являются шедевром этого жанра и пользовались в свое время большой популярностью в радикальных кругах, несколько примиряя последние с реакционными выпадами Т. Сатирическое дарование Т.

Сказалось и в создании (вместе с бр. Жемчужниковыми) образа Козьмы Пруткова.Лучшим драматическим произведениям Т. («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоанович») присущи большая сила драматизма и острая для своего времени актуальность. Значительно трафаретнее Т. В своей салонной лирике. Исторический роман «Князь Серебряный», проникнутый проповедью монархизма, художественно слаб. «Князь Серебряный» по существу означал возврат к ставшему для 60-70-х гг. Архаизмом типу исторического романа 30-х гг., наиболее характерным представителем к-рого был Загоскин. В «Князе Серебряном» - тот же схематизм в обрисовке персонажей, то же наивное противопоставление добродетели пороку, то же увлечение внешней, поверхностной стилизацией Московской Руси, нанизыванием бытовых деталей с крайне примитивной по существу трактовкой исторических событий.Библиография.

I. Стихотворения графа А. К. Толстого, СПБ, 1867 (единственный прижизненный сборник). Полное собрание стихотворений, тт. I-II, СПБ, 1876 (ред. М. М. Стасюлевича. Впервые объединены посмертные стихотворения Т.). Полное собрание сочинений, тт. I-IV, СПБ, 1884 (ред. Кн. Д. Н. Цертелева. В дальнейшем это изд. Механически перепечатывалось вплоть до 1907). Полное собр. Соч., 4 тт. (12 книг), изд. А. Ф. Маркса (прилож. К журн. «Нива»), СПБ, 1907-1908 (ред. П. В. Быкова, критико-биографич. Очерк С. А. Венгерова. Наиболее полное изд.). Полное собрание стихотворений. Вступ. Статья, ред. И примеч. И. Ямпольского, изд. «Советский писатель», (Л.), 1937 (в серии. «Библиотека поэта», под ред. М. Горького. Самое полное изд. Стихотворений Т.). Стихотворения, изд. То же, (Л.), 1936 («Библиотека поэта».

Малая серия, № 41. Вступ. Статья, ред. И примеч. И. Ямпольского). Письма. Кроме писем, вошедших в т. IV изд. 1908, см. Письма Т. К М. М. Стасюлевичу в кн. М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. II, СПБ, 1912. К А. М. Жемчужникову - «Русская мысль», М. - П., 1915, кн. XI. К А. А. Фету - в кн. Мои воспоминания А. Фета, ч. II, М., 1890.II. Салтыков-Щедрин, Полн. Собр. Соч., т. V (О «Кн. Серебряном»). Соколов Н. М., Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А. К. Толстого, СПБ, 1890. Котляревский Н., Старинные портреты, СПБ, 1907. Венгеров С. А., Алексей Толстой (критико-биографический очерк) в кн. Полн. Собр. Сочин. Т., изд. А. Ф. Маркса, т. I, СПБ, 1907. Денисюк Н., Гр. А. К. Толстой. Его время, жизнь и сочинения, М., 1907. А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения, Сборник историко-литературных статей.

Сост. В. Покровский, 2-е изд., М., 1908. Назаревский Б., Гр. А. К. Толстой. Его жизнь и произведения, М., 1911. Кондратьев А. А., Гр. А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества, Петербург, 1912. Lirondelle A., Le poete A. Tolstoi, P., 1912.III. Библиографич. Указания см. В Полн. Собр. Соч., Т., изд. А. Ф. Маркса, т. IV, СПБ, 1908 (сост. П. В. Быков), и в упомянутых выше книгах А. Кондратьева, A. Lirondelle..

Значения в других словарях
Толленс

ТОЛЛЕНС (Tollens Hendrick, 1780-1856) - голландский поэт. Р. В Роттердаме, был купцом. В своих многочисленных произведениях (пасторали, баллады, романсы, легенды, народные песни и пр.) он охотно разрабатывал национальную тематику, прославляя домашний уют и довольство жизнью. Наиболее известное его произведение - поэма «De overwintering op Nowa-Zembla» (Зимовка на Новой Земле, 1819). Т. Является также автором голландского национального гимна «У кого нидерландская кровь в жилах течет» (Wien Neerla..

Толлер

ТОЛЛЕР Эрнст (Ernst Toller 1893-) - немецкий драматург, поэт и общественный деятель. Выходец из еврейской мелкобуржуазной семьи. Юношей начал писать мятежно-романтические стихи. Долго жил во Франции. В 1914 Т. Вступает добровольцем в армию. Лишь двухлетнее пребывание в окопах излечивает Т. От шовинистического угара. Недавний патриот становится мечтательным пацифистом. Огромное влияние оказало на дальнейшее развитие Т. Падение царской власти в России. Т. Выступал на собраниях, рабочие выбирают ег..

Толстой А. Н.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (11 января 1883-) - один из крупнейших советских писателей.Р. В Сосновке, степном хуторе Самарской губ. Воспитывался в семье отчима - разорившегося помещика. Мать - писательница, печаталась под псевдонимом Александры Бострем. Окончил Петербургский технологический ин-т. В годы 1918-1923 был в эмиграции. Впервые Т. Выступил в литературе в 1907 книжкой стихов «Лирика». Эта его книжка, как и следующая, «Сорочьи сказки» (1910), написана была под непосредственным влиянием ру..

Толстой Л. Н.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910).I. Биография. Р. В Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился. Отец Толстого, Николай Ильич (1795-1837, прототип Николая Ростова), участник походов 1813-1814, поправил свои дела, женившись на кн. Марии Николаевне Волконской (1790-1830, изображена в лице Марии Болконской). Т. С тремя братьями и сестрой рано остались сиротами. Николай ..

Дополнительный поиск Толстой А. К. Толстой А. К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Толстой А. К." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Толстой А. К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 13 символа