Тынянов

59

ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич (1894-) - советский писатель, литературовед, переводчик. Р. В г. Режице, Витебской губ., в семье врача. В 1904-1912 учился в псковской гимназии, в 1918 окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та. С 1921 по 1930 читал лекции по истории русской поэзии XVIII-XX вв. В Ленинградском ин-те истории искусств. Печатается с 1921. В 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.Т. Начал свою литературную деятельность в качестве литературоведа. Участник группы «Опояз», Т. Вскоре выдвинулся как один из лидеров русской формалистической школы. Формалистическая методология с ее внесоциальной трактовкой искусства, стремлением обособить «замкнутый литературный ряд» от всего содержания общественной жизни человечества приводила к пониманию художественного произведения как «чистой формы», как «конструкции», элементы к-рой функционально соотнесены между собой.

Указанные принципы формализма не могли не найти свое отражение и в литературоведческих работах Т. Но свойственное Т. Тонкое понимание особенностей художественной речи обогатило его исследования рядом ценных наблюдений. Так, в книге «Проблема стихотворного языка» (1924) есть много интересных замечаний о связи между семантическими значениями слова и ритмико-интонационными факторами стиха. Тонкий анализ роли «витийственного» ораторского синтаксиса в одической конструкции мы встречаем в статье «Ода как ораторский жанр» (см. Сборник «Поэтика», выпуск III, Л., 1927), ряд острых стилистических характеристик разбросан в статьях Т. О Пушкине, Тютчеве, Некрасове, Брюсове, Блоке, Хлебникове и др., собранных позднее в книге «Архаисты и новаторы» (1929).Значительную ценность имеют многочисленные историко-литературные работы, написанные Т., его конкретные наблюдения ряда историко-литературных фактов, вскрывающие новые проблемы и специфические стороны в развитии русской литературы XIX в.

Так, например, Тынянову принадлежит заслуга установления связи «Села Степанчикова» Достоевского с «Выбранными местами из переписки с друзьями» Гоголя, публикация и обследование ряда материалов, касающихся деятельности поэта-декабриста, друга Пушкина, Кюхельбекера, разработка сложного и чрезвычайно существенного момента лит-ой истории 20-х гг. XIX в. - борьбы так наз. «младших архаистов» с карамзинистами, новое освещение ряда поэтических произведений Пушкина («Ответ Катенину», строфы из «Евгения Онегина», «Ода его сиятельству графу Д. И. Хвостову») и т. Д.Начиная с 1925-1927, Т. Постепенно отходит от литературоведения ради собственно-художественной лит-ой деятельности. В советской литературе Т. Занимает видное место.

В 1925 появляется его первый роман «Кюхля», в 1927 - «Смерть Вазир-Мухтара», в 1936- первые две части романа «Пушкин». Кроме того, в 1930-1933 им написаны повести - «Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетний Витушишников». Все эти произведения Т. Относятся к историческому жанру. Превосходное знание материала, научная, почти документальная точность исторического повествования, тонкое чувство языка и стиля описываемой эпохи, наконец замечательный такт, позволяющий избежать безвкусной модернизации в изображении прошлого, - все это выдвинуло Т. В ряды лучших мастеров советского исторического романа.В романе «Кюхля», заслуженно приобретшем чрезвычайно широкую популярность, Т. Создал глубоко драматический и правдивый образ В.

Кюхельбекера. Т. Удалось выделить в своем герое то, что было в нем исторически знаменательным и типическим, то, что «Кюхлю» сделало декабристом, и в этом основная ценность романа. Чудаковатое донкихотство Кюхли, его благородное и пламенное сердце тираноборца, положение изгоя в помещичье-бюрократических кругах, самое одиночество его и трагическая судьба неудачника - все эти вполне конкретные черты его биографии раскрываются в то же время как индивидуальное проявление широкого общественного движения - декабризма с его героическим революционным пафосом и исторически обусловленным бессилием. Жизнь личности дана художником в согласии с ведущими тенденциями времени. Поэтому-то в рассказе о жизни Кюхельбекера в историю его идейно-психологического развития так легко и органически вплетаются факты и образы общеисторического и социально-значимого порядка, будь то восстание Греции или бунт Семеновского полка, аракчеевские экзекуции или Германия Занда и Тугендбунда.В «Кюхле» отчетливо выразились основные особенности советского исторического романа, стремящегося в конкретных образах минувшего познать общие закономерности эпохи, движущие силы истории, связывающие прошлое с нашей современностью.

Написан «Кюхля» прозрачными, ясными красками, психологические контуры персонажей просты и отчетливо очерчены.В следующих произведениях Т. Его художественная манера резко меняется. Значительно вырастает мастерство воспроизведения характерного исторического колорита, утончается психологический рисунок художника. Ощущение прошлого, интимное и непосредственное чувство эпохи, своеобразие архаического мировосприятия достигают в передаче Т. Исключительной свежести и остроты. Автор как бы растворяется в психологии своих героев, его зрение вплотную приближено к описываемой действительности.Речь «от автора» часто уступает место «внутреннему монологу» персонажа, вбирающему в себя функцию повествования и описания и субъективно окрашивающему их.Ясность и простота, «графичность» Кюхли уступает место импрессионистической многокрасочности, психологической усложненности.

Т. Привлекают неожиданные повороты, капризные изгибы, парадоксальные движения человеческой психики.Это перемещение центра художественного внимания сказалось в романе о Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара». Т. Интересуют не столько событие, поступок, мысль как таковые, сколько их психологическая окраска, их специфический «тембр» и «звучание». Центральной темой романа становится удушливая и двусмысленная атмосфера предательства, ренегатства, низкопоклонства, характеризующая поколение, пережившее разгром декабрьского восстания. Самый образ Грибоедова дан в неожиданном и остром ракурсе. Перед нами не автор «Горя от ума», а дипломат, неотвратимо обреченный на приспособление к николаевскому режиму, одновременно представитель и жертва своего времени.

Его трагедия - это трагедия Чацкого, вынужденного к роли Молчалина. Его гибель, его творческое бесплодие после катастрофы 14 декабря в чужом и навязанном мире Нессельроде и Родофиникиных предрешены временем.«Людям двадцатых годов досталась тяжелая смерть, потому что век умер раньше их. У них было в тридцатых годах верное чутье, когда человеку умереть. Они, как псы, выбирали для смерти угол поудобнее. И уже не требовали перед смертью ни любви, ни дружбы».В романе превосходно дано историческое бытописание, колоритно и убедительно вылеплены отдельные фигуры - Булгарина, Сенковского, Ермолова, но основное в нем - это мастерское воссоздание из бесчисленных, импрессионистически поданных деталей общего психологического тонуса времени, «уксусного брожения» тридцатых годов, сменившего легкое хмельное «винное брожение» двадцатых.Художественные тенденции «Вазир-Мухтара» получили свое развитие в исторических повестях Т.

Образ эпохи - петровской, павловской, николаевской - встает в них в преломлении через мелочи отдаленного от нас и поэтому почти экзотического бытового уклада. Обостренный интерес к исторически характерной детали приводит к культивированию всякого рода раритетов, гротескных подробностей, парадоксальных и анекдотических ситуаций. Повести перегружены вещно-бытовыми мотивами, показанными крупным планом и становящимися основным содержанием произведения. Но не археологический реквизит и не бытовое живописание интересуют Т. В зыбкой импрессионистической ткани авторского повествования эти гротескные подробности превращаются в подобие символических образов, пародийно раскрывающих общий характер времени. Воздух эпохи, вернее, отсутствие воздуха, историческая «духота» мрачного и азиатски-варварского прошлого России, воссозданы Т.

Крайне выразительно.Но в его повестях нельзя почувствовать «разума истории», ее движения, в них нет отражения прогрессивных сил эпохи. Прошлое неподвижно, - более того. Оно бессмысленно и бессодержательно. Так в «Подпоручике Киже» анекдотический сюжет о карьере несуществующего офицера вырастает в символический образ мнимости, «подмененности», «пустоты» всего содержания русской жизни времен Павла I. Еще острее этот исторический скептицизм выражен в «Восковой персоне», где уродливые «натуралии» сообщают всей петровской эпохе характер чудовищной «куншткаморы». Исторически-прогрессивный смысл реформаторской деятельности Петра сведен в повести на-нет. Судьба восковой статуи, вылепленной с Петра после его смерти, никому ненужной, всех пугающей и в конце концов отправленной в «куншткамору», как бы предрекает и судьбу петровского «дела», к-рое дано здесь как исторически бесплодное и выморочное.В последнем своем романе «Пушкин» Т.

Преодолевает и импрессионистичность художественной манеры и фаталистический скептицизм, суженность исторического кругозора таких вещей, как «Восковая персона» или «Подпоручик Киже». В известной мере - это возвращение к принципам «Кюхли», к его реалистической простоте и прямолинейности трактовки исторической темы, но возвращение, обогащенное опытом психологической живописи «Вазир-Мухтара» и исторических повестей.Первые две части романа охватывают детские и отроческие годы Пушкина, заканчиваясь знаменитым лицейским экзаменом в присутствии Державина. Медленное развертывание действия позволило Т. Дать чрезвычайно широко и сочно выписанную картину бытовой, лит-ой и политической жизни дворянства начала XIX в.

Роман напоминает своеобразную художественную энциклопедию, вобравшую в себя огромное количество портретов и характеристик различных исторических деятелей и лиц, составлявших непосредственное окружение юного поэта. Исключительно тонко и умно даны образы старого Аннибала, родителей поэта, Василия Львовича Пушкина, Карамзина, Сперанского, будущих «арзамасцев» - А. Тургенева, Блудова, Дашкова, лицейских воспитателей, старика Державина и мн. Др., очерченных подчас бегло и лаконично, но почти исчерпывающе по остроте социально-политической характеристики.Но основное достоинство романа - в правильном разрешении труднейшей и ответственной задачи изображения самого Пушкина. В отличие от «обходной» тактики «Вазир-Мухтара», Т.

К образу Пушкина подходит прямо, стремясь прежде всего раскрыть в нем великого поэта. В соответствии с этим тема пушкинского детства в опубликованных частях романа предстает как тема воспитания гения, как история накопления того эмоционального и идеологического материала, к-рый реализуется в дальнейшем в созданиях поэта. Рассказывая о первых лит-ных чтениях Пушкина, о его знакомстве со стихами Батюшкова, лекциях Куницына, о национальном подъеме войны 1812, наконец просто о его друзьях и встречах, Т. Обнажает перед читателем исключительно интенсивную внутреннюю жизнь поэта в ее столкновениях с искусством, общественной жизнью, политической и философской мыслью, столкновениях напряженных и никогда не проходящих для него бесследно.Т.

Строит образ Пушкина, опираясь на творчество самого поэта, с глубоким пониманием используя темы, мысли и настроения его собственных стихов. От жизненных впечатлений молодого Пушкина тянутся нити к его будущим произведениям, «биографическое» дается как почва, на к-рой органически возникает «поэтическое». Тем самым уничтожается узаконенный второсортной беллетристикой разрыв между «биографией» и творчеством, между Пушкиным «в жизни» и Пушкиным на страницах его книг. Человек раскрывается как поэт, и в поэте выявляется живая личность. В этом углублении методов историко-биографического романа - бесспорная и принципиальная заслуга Т. Перед советской литературой.В заключение следует упомянуть о Т.-переводчике. Т.

Принадлежит ряд стихотворных переводов Гейне («Германия», политическая лирика). Блестящая ирония Гейне как политического поэта, своеобразие его ритмики и поэтического языка, изобилующего прозаизмами, переданы Т. Выразительно и близко к подлиннику.Библиография. Литературоведческие работы Т. Достоевский и Гоголь, изд. «Опояз», (П.), 1921. Проблема стихотворного языка, изд. «Academia», Л., 1924. Архаисты и новаторы (Сб. Статей), изд. «Прибой», (Л.), 1929. Пушкин и Кюхельбекер, в сб. Литературное наследство, кн. 16-18, М., 1934. Художественные произведения. Кюхля, Л., 1925. Смерть Вазир-Мухтара, Гиз, (Л.), 1929. Подпоручик Киже, изд-во Писат. В Ленинграде, (1930). Исторические рассказы, «Звезда», М. - Л., 1930, № 6. Восковая персона, ГИХЛ, Л.

- М., 1931. Малолетний Витушишников, Л., (1933). Черниговский полк ждет, изд. ОГИЗ - «Молодая гвардия», (М.), 1932. Пушкин, ч. I-II, Гослитиздат, М., 1936. Переводы. Гейне Г., Сатиры, Л., 1927. Гейне Г., Германия, ГИХЛ, Л. - М., 1933. Гейне Г., Стихотворения (Л., 1934). Ст. «Как я работаю», в сб. Как мы пишем, Л., 1930..

Значения в других словарях
Тухольский

ТУХОЛЬСКИЙ Курт (Kurt Tucholsky, 1890-1935) - немецкий сатирик, фельетонист и поэт. По рождению и по личным связям принадлежал к состоятельной еврейской буржуазии. В 1907 в юмористическом листке «Ульк» (Ulk) появилась первая его сатирическая сказочка. Саркастические афоризмы и стихи Т. Звучат особенно остро. Он пользуется изысканными галлицизмами, цитирует французских и греческих писателей и одновременно прибегает к «низкому» берлинскому диалекту. Одна из любимых его тем в то время - тщета всех ..

Тыл

ТЫЛ Иосиф Каетан (Josef Kajetan Tyl, 1808-1856) - чешский драматург и прозаик эпохи национально-буржуазного возрождения. В драматических произведениях Т. Является учеником и продолжателем деятельности выдающегося драматурга Клицперы (V. K. Klicpera, 1792-1859). Бросив деятельность учителя в провинции, Т. Переселился в Прагу, издавал газету «Прежде и теперь» (Jindy a Nyni, 1833) и писал драматические произведения для чешского театра («Пражский гуляка» (Prazsky flamendr, 1846) и «Дочь поджигателя»..

Тысяча и одна ночь

«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» - сборник сказок на арабском языке, получивший мировую известность благодаря французскому переводу А. Галлана (неполному, выходил с 1704 по 1717). Вопрос о происхождении и развитии «1001 ночи» не выяснен полностью до настоящего времени. Попытки искать прародину этого сборника в Индии, делавшиеся его первыми исследователями, пока не получили достаточного обоснования. Прообразом «Ночей» на арабской почве был, вероятно, сделанный в X в. Перевод персидского сборника «Хезар-Эфсан..

Тычина

ТЫЧИНА Павел Григорьевич (1891) - крупнейший украинский советский поэт, академик и доктор литературы. Р. На Черниговщине, в семье сельского псаломщика. Окончил Киевский коммерческий ин-т (1917). Член президиума правления ССПУ и член правления ССП СССР. В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1938 - депутатом Верховного Совета УССР. В 1939 награжден орденом Ленина.Первое стихотворение Т. Напечатано в 1912 (журн. «Рідний край»). Дружба поэта с Коцюбинским (1910-1912) оказала на него поло..

Дополнительный поиск Тынянов Тынянов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тынянов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тынянов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 7 символа