Физиологический очерк

343

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК - бытовой нравоописательный очерк, получивший широкое распространение во Франции, Англии в 30-40-х гг. XIX в., а в 40-х гг. И в России. Своей целью Ф. О. Ставил изображение современного общества, его экономического и социального положения, во всех подробностях быта и нравов. В физиологическом очерке раскрывается жизнь разных, но преимущественно так наз. Низших классов этого общества, его типичных представителей, даются их профессионально-бытовые характеристики. Ф. О. Были созданы совместно писателями и художниками и снабжались многочисленными «зарисовками с натуры». Невозможно дать перечень огромного числа маленьких книжечек, составивших серию «физиологий» (без автора - «Физиология Парижа», «Физиология тюрьмы», «Физиологии полиции и суда».

H. Monnier - «Физиология буржуа», «Физиология рантье». Без автора - «Физиология одежды», Balzac - «Физиология лавочника». «физиология» врача, портного, парикмахера, студента, продавщицы, актрисы, омнибуса, зонтика, шляпы и т. Д.). Все эти очерки назывались Ф. О., так как претендовали на объективный, беспристрастный анализ описываемых явлений. Об этом же говорит их подзаголовок «естественная история нравов» и частые ссылки на Бюффона. Свое начало Ф. О. Берет в радикальной и республиканской французской прессе того времени, ведшей жестокую борьбу с Июльской монархией (журнал «Caricature», «Charivari» и ряд др.). Целый ряд карикатур и очерков, появившихся в мелкой прессе, можно считать прямыми предшественниками Ф. О. Таковы печатавшиеся там серии рисунков и нравоописательных карикатур Gavarni, Monnier, Grandville, Daumier и мн.

Др.Ф. О., став самостоятельным жанром, выходят из рамок журнала и издаются отдельными книжечками.Наряду с отдельными Ф. О. Появляются также сборники Ф. О. И различных нравоописательных очерков («Les francais peints par eux memes», 1839-1842, 8 tt. «Le livre des cent etun», 1831-1834, 15 tt., ed. Lavocat. «Paris au XIX siecle», 1899. «Le diable a Paris», 1845, 3 tt., и мн. Др.). В этих сборниках принимают участие крупнейшие писатели того времени. Бальзак, Жорж Санд, Ж. Жанен, А. Карр, Ф. Сулье, Поль де Кок и мн. Др. Вначале авторы их продолжали общественно-сатирические традиции мелкой прессы, затем перенесли внимание с общественно-политических вопросов на социально-бытовые. Они стремились широко осветить жизнь «низших» слоев общества, ввести в литературу людей презираемых профессий, показать городские низы, людей деклассированных, выброшенных из капиталистического общества.

Наряду с боевыми, целеустремленными Ф. О. Республиканских писателей появился ряд безыдейных Ф. О., усвоивших лишь их формальные особенности.В творческом развитии писателей-авторов Ф. О. Современное им нравоописательное направление сыграло большую роль. Очень показательно в этом отношении творчество Бальзака, долго сотрудничавшего в мелкой прессе и написавшего ряд физиологических очерков.Аналогичные нравоописательные течения имели место точно так же и в литературе других европейских стран. «Les anglais peints par eux memes», 1840-1841. «Les belges peints par eux memes».Французское нравоописательное направление вызвало широкий отклик и в русской литературе 40-х годах, где физиологический очерк стал одним из популярных жанров «натуральной школы».Представители этого жанра в русской литературе относили его к разряду «беллетристики», т.

Е. Таких произведений, к-рые, не ставя перед собой собственно художественных задач, знакомят читателя в живой форме с нравами и бытом, со всем разнообразием социальных укладов, с этнографией и географией различных мест России (см. Предисловие к сборнику «Физиология Петербурга», СПБ, 1845).В. Г. Белинский следующим образом определял особенности очеркиста-«физиолога». «У него нет таланта чистого творчества. Он не может создавать характеров, ставить их в такие отношения между собой, из которых образуются сами собой романы и повести. Он может изображать действительность, виденную или изученную им, или, если угодно, творить, но из готового, данного действительностью материала» («Взгляд на русскую литературу 1847 г.»).Ф.

О. Сыграл в русской литературе большую роль. Это был жанр, впервые широко выдвинувший в литературе «типы» из социальных низов. Ф. О. Обращал внимание разных общественных групп на положение классов, которые до этого были вне поля зрения широкой литературы. Вместе с тем Ф. О. Был выражением складывавшихся в этой литературе реалистических тенденций. Греша очень часто натурализмом, поверхностным реализмом, Ф. О. Свидетельствовали о проникновении реализма в самую гущу литературы. Развитие литературы в этом направлении было предуказано еще Пушкиным.Ф. О., как и натуральная школа вообще, был однако не однороден, обнаруживая только некоторые общие черты. Интерес к социальным «низам», изображение не характера, не индивидуальности, но «типа», как тогда говорили, т.

Е. Общественного положения и профессии (например дворника, шарманщика, водевилиста, мелкого чиновника и т. Д.), преобладание описания над сюжетом.Физиологические очерки Некрасова (напр. «Петербургские углы») проникнуты подлинным знанием жизни петербургских низов и подлинным сочувствием к ним, а также горячей ненавистью к крепостническому строю. В лице Некрасова и Белинского (очерк последнего «Петербург и Москва») перед нами революционно-демократическое крыло очеркистов-«физиологов».Иное положение занимают первые рассказы из «Записок охотника» Тургенева, расценивавшиеся в 40-е годы как Ф. О. Эти очерки социально менее остры, но больше разработаны психологически.Еще более умеренными были Ф. О. Григоровича, И. Панаева, Гребенки.

В Ф. О. Панаева И. (Петербургский фельетонист, Литературный заяц, Парижские увеселения и др.) с большим знанием описываются литературные круги столицы и «околосветские» слои. Петербургская голь освещается Панаевым более филантропически.Так же описывает эту голь Григорович («Петербургские шарманщики») и местечковую бедноту Гребенка («Фактор»).У Даля («Беглянка», «Сухая беда», «Находка» и др.) крестьянство рассматривается исключительно с этнографической точки зрения, при полном безразличии и даже враждебном отношении автора к вопросам социальных судеб крестьянства.Ф. О. Этих писателей носили, в отличие от Ф. О. Некрасова и Тургенева, гораздо более описательный, объективистский характер.Необходимо указать на ближайшее соседство Ф.

О. С фельетоном (особенно у Панаева), на использование очеркистами юмора (напр. Сборник «Первое апреля») и наконец на стихотворные физиологические очерки («Чиновник» Некрасова во второй части «Физиологии Петербурга»).В 40-е гг. Ф. О. Рассматривался как нечто единое, и крепостническая печать выступала против «грязефильства», «низкой тематики» и «дурных вкусов» как Некрасова, так и Даля, - писателей, пути к-рых позже резко разошлись.Библиография. I. Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов. Под ред. Н. Некрасова, ч. I и II, СПБ, 1845. Башуцкий, Наши, списанные с натуры русскими, СПБ, 1841. Повести, сказки и рассказы Казака Луганского (Вл. Даля), 4 части, СПБ, 1846 (и посл. Изд.). Картинки русских нравов, кн.

I, СПБ, 1842. Булгарин, Очерки русских нравов или лицевая сторона и изнанка рода человеческого, СПБ, 1843 (в 6 выпусках). Первое апреля, Комический иллюстративный альманах, СПБ, 1846.II. Рецензия на ч. II «Физиологии Петербурга» в «Отечественных записках», 1845, т. XLI. Белинский В. Г., Полн. Собр. Соч. Под ред. С. А. Венгерова, т. VII, СПБ, 1904 (Рецензии на. «Физиологию влюбленного» и «Наши, списанные с натуры русскими»). Его же, Полн. Собр. Соч. Под ред. С. А. Венгерова, т. VIII (рец. На «Физиологию театров в Париже...» Куайляка и «Физиологию вивёра» Д. Руссо). Его же, Полное собр. Соч. Под ред. С. А. Венгерова, т. XI, П., 1917 (Ответ «Москвитянину», Взгляд на русскую литературу 1847 г.). Его же, Полн. Собр. Соч., т. XII, Гос. Изд., М. - Л., 1926 («Вступление в «Физиологию» Петербурга...).

Сакулин П., Неизвестная статья В. Г. Белинского, «Известия отд. Русского языка и словесности Акад. Наук», СПБ, 1911, т. XVI, кн. 3. Григорович Д. В., Литературные воспоминания, Ред. И примеч. В. Л. Комаровича, изд. «Academia», Л., 1928 (гл. VI). Грузинский А. Е., И. С. Тургенев, М., 1918 (гл. IV). Белецкий А. И., Достоевский и натуральная школа в 1846 году, «Наука на Украине», 1922, № 4. См. Также литературу об указанных в тексте писателях..

Значения в других словарях
Фигурное стихотворение

ФИГУРНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - стихотворное произведение, которое своими графическими контурами воспроизводит какую-либо геометрическую фигуру, символический знак или очертания предмета. Несмотря на свой узко прикладной характер, Ф. С. Пользовались в отдельные эпохи значительной популярностью и ведут свое происхождение из глубокой древности. Еще греческая антология дает образцы Ф. С. Самой затейливой формы, как напр. «Топор», «Яйцо», «Крылья Купидона» у Симмия, «Свирель» у Феокрита, «Жертвенник» у Доз..

Фигуры

ФИГУРЫ (греческое sche?mata, латинское figurae) - термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение изменений в синтаксическом строе связной речи.Античные риторы сосредоточивают свое внимание преимущественно на отклонениях Ф. От синтаксической нормы, определяя Ф. Как «изменение строения речи», «уклонение мысли и выражения от присущей им природы», «от обыденной и простой формы».Основную группу Ф. Образуют Ф., создаваемые «особым размещением слов». Античные теоретик..

Физули

ФИЗУЛИ Могамед Сулейман Оглы (1500 (1502?)-1563) - великий поэт и ученый Азербайджана. Основоположник азербайджанского литературного языка и литературы. Ф. Родился в Иракеарабе (Месопотамии), в г. Кербала. Образование получил в гор. Багдаде, где изучал медицину, древнегреческую и восточные философские системы.Всего написано великим поэтом 16 произведений на азербайджанском, персидском и арабском языках. Из этих произведений два переводные, остальные оригинальные. Ф. - поэт-лирик преимущественно...

Фикрет Тевфик

ФИКРЕТ ТЕВФИК (1868-1914) - виднейший турецкий поэт. Вырос в семье чиновника. Начал писать с 14-15 лет. Учителями Ф. Были Муаллим Фейзи, Наджи и Реджаи-заде Экрем. Несколько лет Фикрет служил канцелярским чиновником, потом был преподавателем французского и турецкого языков. В эти годы печатал преимущественно подражательные стихи в журналах и газетах («Терджюмани хакикат», «Мерсад», «Ма’люмат») под псевдонимом Назми, Мехмед Тевфик.В турецкой литературе в этот ее период шла борьба между двумя идей..

Дополнительный поиск Физиологический очерк Физиологический очерк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Физиологический очерк" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Физиологический очерк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа