Гризельда

381

ГРИЗЕЛЬДА - героиня одной из новелл книги итальянского писателя Джованни Боккаччо «Декамерон» (1350-1353), 10-я новелла 10-го дня. Подданные уговаривают маркиза Салуццкого жениться. Маркиз, объявив, что сыщет себе невесту сам, женится на дочери крестьянина - Г. Она рожает ему двоих детей. Маркиз заставляет ее думать, что он убил их. Потом он объявляет Г., что она ему надоела и что он женится на другой. Г. Уходит от него в одной сорочке. Маркиз посылает за своей дочерью и всем говорит, что это его невеста. Наконец он убеждается, что жена его все терпит. Г. Теперь ему еще дороже, чем прежде, он призывает ее к себе и, показав выросших за это время детей, сам воздает и другим повелевает воздавать ей почести, подобающие маркизе.Боккаччо, видимо, при создании «Декамерона» во многом следовал композиционной схеме, заданной Данте в его «Божественной комедии».

Ад, чистилище, рай. (У Данте 100 песен - у Боккаччо 100 новелл.) Однако у Боккаччо эти категории обретают сугубо земное выражение через оппозиции грех - добродетель, глупость - ум, страсть - рассудок и т.п. Его Г. Выступает в виде земного воплощения женщины рая. Она добродетельна, умна, рассудительна, покорна мужу. Мотив покорности Боккаччо, очевидно, заимствует из ветхозаветной притчи об Иове (как и у Иова, у Г. Отнимают детей, а затем возвращают). Образ Г. - попытка Боккаччо выразить представление об идеальном человеке, которого философия Ренессанса ставила на место «среднего звена» между Богом и миром. Г. Также противопоставлена герою 1 -го дня - Чапеллетто - человеку ада, который путем лживой исповеди заставил глупых монахов возвести себя в ранг святого.

Через образ Г. Боккаччо выражает высшую возможность осуществления женской личности в ее земной жизни - полное растворение в личности мужа.Г. Относится к числу наиболее известных образов, созданных Боккаччо. Долгое время героиня служила поводом для многочисленных споров о взаимоотношениях мужа и жены. Образ вызвал множество литературных интерпретаций. Практически сразу после выхода «Декамерона» новеллу о Г. Петрарка перевел на латинский язык, что сделало ее доступной практически для любого образованного европейца того времени. Видимо, из латинского перевода сюжет о Г. Первым позаимствовал Д.Чосер для своих «Кентерберийских рассказов» (рассказ студента). В 1472 г. Немецкий литератор Альбрехт фон Эйб включил сюжет о Г.

(с подзаголовком. «О том, как должна вести себя жена в отсутствие мужа») в свою нравоучительную «Книжечку о браке». Героиня воспринимается здесь исключительно в аспекте нравоучительной бюргерской литературы средних веков и эпохи Возрождения. В 1593 г. Английский драматург Джон Филип создает пьесу-моралите «Терпеливая Гризельда», в которую вводит аллегорические образы Разума, Разврата, Бедности, Возмущения. В пьесу также введен «злодей», который внушает маркизу сомнения в добродетельности Г. Если Боккаччо безоговорочно осуждает маркиза, то Филип считает его лишь орудием провидения и «советует» героине все смиренно сносить. В 1593 г. Поэт Томас Делоне создает поэму «Баллада о терпеливой Г.» - маркиз влюблен в Г.

И просто старается доказать своим подданным, что они ошиблись, сомневаясь в ней. Образу Г. Лопе де Вега посвятил свою комедию «Пример для замужних женщин и испытание терпения». К концу XVIII в. Отношение к этому сюжету кардинально изменилось. Например, Мирабо, в долговой тюрьме переводивший «Декамерон», вообще игнорировал новеллу о Г., назвав ее отталкивающей и абсурдной. Новелла о Г. Стала первой из «Декамерона», переведенной на русский язык. Перевод осуществил в 1816-1817 гг. К.Н.Батюшков.В литературе XIX и XX вв. Образ Г. Быстро теряет свою привлекательность. Все большую остроту начинают приобретать вопросы женского равноправия и эмансипации. Понятие «покорность мужу» получает устойчивый эпитет «рабская». И если еще пушкинская Татьяна (как и героиня «Метели») могла сказать.

«Но я другому отдана и буду век ему верна», то героини типа Веры Павловны, Катерины или Ларисы Огудаловой, Анны Карениной или Эммы Бовари смело вступают в конфликт со своими мужьями, отстаивая свободу и целостность своей личности в отрыве от личности мужа. В литературе XX в. Острота конфликта «муж - жена» несколько притупляется, переходя в проблему взаимных договоренностей и компромиссов.Лит. Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники. СПб., 1893-1894.А.Л.Цуканов.

Значения в других словарях
Грегориус

ГРЕГОРИУС (нем. Gregorius) - герой романа Томаса Манна «Избранник» (1951). Образ Г. Писатель заимствовал из сборника средневековых сказаний «Римские деяния», использовав также сюжет стихотворной повести Гарт-мана фон Ауэ «Григорий Столпник» и отдельные мотивы романа Вольфрама фон Эшенбаха о Парцифале. Г. - подкидыш, воспитанный добрым аббатом на острове Санкт-Дустан, куда он попал в засмоленной бочке, брошенной в море его матерью Сибиллой, чтобы скрыть грех инцеста. Мальчик родился от связи сест..

Григорий Мелехов

ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ - герой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Отдельные литературоведы придерживаются мнения, что истинным автором «Тихого Дона» является донской писатель Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), рукопись которого была подвергнута некоторой переработке. Сомнения по поводу авторства высказывались со времени появления романа в печати. В 1974 г. В Париже была издана с предисловием А.Солженицына книга анонимного автора (псевдоним - D*) «Стремя «Тихого Дона»«. В ней автор пытается..

Гриффин

ГРИФФИН (англ. Griffin) - герой фантастического романа Г.Уэллса «Человек-невидимка» (1897). Г.- выдающийся ученый, который открыл тайну, как стать невидимым. Работая в провинциальном университете, окруженный завистниками, он боится, что кто-нибудь украдет его открытие. Г. Поселяется в трущобе на окраине Лондона, надеясь завершить там свои эксперименты. Но у него нет средств, он обкрадывает отца и тот, поскольку деньги были чужие, кончает жизнь самоубийством. С этого начинается цепь преступлений ..

Грушенька

ГРУШЕНЬКА - героиня романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). Прототипом образа послужила знакомая Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова (в замужестве Тер), которую, как и героиню романа, обманул бросивший ее жених-поручик. Достоевские принимали участие в судьбе Меньшовой.Г.Светлова, как и все женщины у Достоевского, не имеет своей личной истории, составляя часть биографии и судьбы других героев. Г. Соединяет в своей любви Дмитрия и Алешу, Дмитрия и Федора Павловича. Митя говори..

Дополнительный поиск Гризельда Гризельда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гризельда" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гризельда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа