Густав

193

ГУСТАВ (польск. Hustaw) - герой драматической поэмы А.Мицкевича «Дзяды» (II и IV часть и отрывок «Призрак» закончены в 1822 г. В Ковно, изданы год спустя в Вильно, войдя в историю литературы как ковенско-ви-ленские «Дзяды». 1831 г. - III часть, которая получила название дрезденовские «Дзяды» по месту их написания. I часть помещена автором между ковенско-виленскими и дрезденовски-ми «Дзядами» и получила подзаголовок «зрелище» - widowisko). В «Дзядах» Мицкевич создал обобщенный художественный образ национально-освободительного движения в Польше. Лирико-драматическая судьба Г. Вплетается в таинственную и мрачную ткань обряда «дзядов», уходящего своими корнями в глубокое языческое прошлое. Поэма отличается отсутствием единого сюжета, фрагментарностью, частой сменой картин.Основная тема ковенско-виленских «Дзядов» - история романтической любви Г., которая разворачивается на фоне народных поверий, преданий, суеверий.

Призрак юноши-самоубийцы, часовня, где происходит действие обряда, хор крестьян и хор ночных птиц создают фантастическую картину, где реальность смешивается с мистикой. Большое значение придает Мицкевич картине обряда, давшего название всей поэме. Ритуал заключается в том, что крестьяне тайно ночью приходят на кладбище, принося с собой еду, и призывают души умерших отведать их угощения. В этом акте народ усматривает свою высокую миссию - облегчить страдание душ, находящихся в чистилище, совершив своеобразное отпущение мертвым их земных грехов. В поэме Мицкевич расширил народный миф, привнеся в него социальный конфликт между душой помещика и душами загубленных им крепостных. Умершие выступают как хор ночных птиц, среди которого выделены Ворон и Сова - главные обличители пана и его злодейств.

Обряд позволяет крестьянам в какой-то мере отомстить за ужасы и тяготы своей жизни и приобретает значение справедливого суда.«Дзяды» - произведение во многом автобиографичное. Любовь Мицкевича к Марыле Верещак воссоздана в образе Г. С присущим поэту темпераментом, с глубоким пониманием тончайших нюансов человеческой души. Сердечные переживания, горечь обманутых надежд, муки ревности, разочарование в себе и в других - все это делает Г. Типичным героем польского романтизма. Индивидуальная драма Г. Сопряжена с горькой судьбой народа. В IV части поэмы Г. Выступает как защитник крестьян, он просит ксендза, своего учителя, вернуть «дзяды», к которым так несправедлива церковь.В III части «Дзядов», хронологически ограниченной процессом филаретов, автор расширяет панораму действия.

Оно происходит и в Литве, и в Варшаве, и в усадьбе под Львовом, и в Петербурге. Все события заговора польских дворян отражены Мицкевичем с большой исторической достоверностью. Автор, бывший узником Базилианского монастыря в Вильно, выводит в произведении своих друзей, сверстников-филаретов Домейко, Сузина, Зана, Соболевского и других. В этой части поэт делает смелый шаг в сторону мистериаль-ного театра. Через ритуальную смерть Г. И рождение Конрада поэт прощается с героем-романтиком и выводит на первый план героя-борца.В дрезденовских «Дзядах» черты психологического реализма переплетаются с лирическими гимнами, студенческими песнями, колядками, видениями, пророчествами о жертвенном предназначении родины, страдающей за грехи других народов.

Г.-Конрад становится героем-богоборцем, героем-мятежником. Наиболее ярко представлен Г.-Конрад в сцене «малой импровизации», в которой он призывает к кровавой и беспощадной месте, к борьбе с «черным вороном» - заклятым врагом Польши. В «большой импровизации» подчеркнут богоборческий мотив, который автор усиливает появлением лукавого дьявола, подстрекающего Г.-Конрада к отрицанию бога. С появлением ксендза Петра разворачивается борьба между сатанинскими силами и священником за душу героя. В этих картинах романтический мистико-религиозный мессианизм переплетается с прометеевской, богоборческой силой Г.- Конрада, с уничтожающей сатирой на Новосильцева - душителя свободы Польши. В последней части «Дзядов», включающей цикл стихов, переданы переживания поэта, которому была близка вольнолюбивая поэзия Пушкина.В польской литературе Г.-Конрад послужил прообразом главного героя (Конрада) пьесы Станислава Выспянского «Освобождение» (1901).

«Дзяды» вызывали интерес многих польских режиссеров. Первым постановщиком поэмы стал С.Выспянский (1901). К ней так же обращались Л.Шиллер (1932, 1934, 1937), Е.Гротовский (1961), К.Свинарский (1973, с Ежи Трелей в роли Г.-Конрада).Лит. Державин К.Н. «Дзяды»//Мицкевич А. Собр. Соч. М., 1952. Т.З. Ростоцкий Б.И. Адам Мицкевич и театр. М., 1977..

Значения в других словарях
Гумберт

ГУМБЕРТ - герой романа В.В.Набокова «Лолита» (1947 - английский оригинал, 1955 - русский вариант). Повествование являет собой своеобразный автопортрет героя, развернутый во времени. Исповед-нический тон, присущий рассказу о запретной любви сорокалетнего мужчины к девочке Лоmane, не лишает покаяние страдальца Г.Г. Описательного блеска, который можно отнести сколь на счет автора романа, столь и на счет его героя.Беспощадная ироническая саморефлексия, которой дышит весь монолог, -следствие особого ..

Гунадхья

ГУНАДХЬЯ (букв, «средоточие добродетелей») - герой первой книги героико-роман-тической эпопеи «Океан сказаний» («Катхаса-ритсагара») Сомадевы, кашмирского поэта XI в. Эпопея называется «Книга о рождении Великого Сказа», («Брихаткатха»), написанного поэтом Г. В III-IV вв. Н.э. На языке пайшачи. Оригинал его до нашего времени не сохранился. Последние сведения об оригинале относятся к XVI-XVII вв. Сохранились, однако, его переработки на санскрите, махараштри и тамильском языке, из которых «Океан ск..

Густав Фон Ашенбах

ГУСТАВ ФОН АШЕНБАХ (нем. Gustavvon Aschenbach) - герой новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции» (1911). По признанию писателя, существенное влияние на образ ГА. Оказала «изнуряюще яркая индивидуальность» композитора Густава Малера, скончавшегося в 1911 г., вскоре после того, как Т.Манн познакомился с ним в Мюнхене. «Я не только дал своему охваченному вакханалией распада герою имя этого великого музыканта, но и наделил его при описании его внешности чертами Малера в полной уверенности, что при такой зы..

Гэбриел Гейл

ГЭБРИЕЛ ГЕЙЛ (англ. Gabriel Gale) - герой цикла детективных рассказов Г.-К.Честертона «Поэт и безумцы» (1929). В образе ГГ. Честертон вывел удивительную фигуру поэта-детектива, раскрывающего преступления или преступные намерения людей, которые на первый взгляд вроде бы совершенно нормальны. Внешне «безумен» сам ГГ., которому, чтобы как следует рассмотреть мир, необходимо «постоять на голове». Но это безумие лишь внешнее, это поэтическое безумие, позволяющее поэту видеть настоящее безумие людей, ..

Дополнительный поиск Густав Густав

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Густав" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Густав, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа