Марат

242

МАРАТ (нем. Marat) - герой пьесы немецкого драматурга П.Вайса «Марат/Сад» (1964. Полное название - «Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное артиотческой труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада»). Прототип героя - Жан-Поль Марат (1743-1793), деятель французской революции. Он учился во Франции и Англии, с 1776 года в Париже снискал себе известность врачебной практикой и, по легенде, начал посылать во Французскую академию чертежи вечного двигателя, которые ему возвращали назад. В 1789 году примкнул к революционному движению и стал издавать газету «Друг народа». Марат расправился и с теми учеными, которые возвращали ему его чертежи, и со многими другими, которых считал противниками революции.

В своей деятельности он опирался на неуправляемую, стихийную волю масс и сознательно подогревал в народе жестокие бунтарские настроения. Был сторонником казней и террора. В 1793 году вместе с Робеспьером организовал восстание, свергнувшее жиронду, но не успел принять участие в якобинской диктатуре, потому что заболел. Все его тело покрылось зудящими лишаями, и он вынужден был почти все время проводить в ванне, где и писал свои труды. 13 июля 1793 года, накануне 4-й годовщины взятия Бастилии, был убит Шарлоттой Корде ударом кинжала в сердце.Эта история легла в основу пьесы Вайса, воспользовавшегося фактами биографии сразу двух исторических личностей - революционера Марата и писателя де Сада. Вайс использует прием «театра в театре», привнося в свое произведение дух площадного представления.

Художественная стилистика драмы складывается из элементов «театра абсурда», «театра жестокости», «документального театра». «Марат/Сад» шокирует и формой, и содержанием, и языком, весьма непристойным. Образ М. Противоречив. Критикам он представлялся заключенным в больницу-тюрьму борцом за свободу. Его революционные монологи рассматривались как героические призывы к неповиновению и действию. Но М. И де Сад становятся своего рода двойниками. Маркиз создал теорию насилия, М. Применил ее на практике. В пьесе М. И его единомышленник Жак Ру - неисправимые «хроники». Первый, жалкое создание, лечится в ванне от лишаев и, преисполненный сознанием собственного величия, строчит параноические трактаты об отмщении. Второй выкрикивает слова из этих трактатов, будучи одетым в смирительную рубашку.

М. Не похож ни на мученика, ни на героя. Его образ оттеняет трагическая фигура Шарлотты Корде, которую в представлении изображает сонная, уморенная лекарствами женщина. Именно ей автор дает заключительную реплику. «Я видела в каждом его манифесте призывы к ненависти и мести, а не к согласию и к добру».Пьеса имела сенсационный успех в постановке, осуществленной П.Бруком.Лит. Haiduk Manfred. Der Dramatiker Peter Weiss. Berlin, 1969.М.Ю.Сорвина.

Значения в других словарях
Манилов

МАНИЛОВ - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. Том 1842 под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Втор, том 1842-1845). Значимое имя М. (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Возможные литературные источники образа М.- персонажи произведений Н.М.Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза». Историческим прототипом, по мнению Лихачева, мог быть царь Николай..

Манфред

МАНФРЕД (англ. Manfred) - герой драматической поэмы Д.Г.Байрона «Манфред» (1817). М. Нередко называют романтическим Фаустом, имея в виду признание И.-В.Гете, писавшего о Байроне вскоре после выхода в свет «Манфреда». «Этот своеобразный талантливый поэт воспринял моего «Фауста» и, в состоянии ипохондрии, извлек из него особенную пищу. Он использовал мотивы моей трагедии, отвечающие его целям, необычайно преобразив каждый из них. И именно поэтому я не могу достаточно надивиться его таланту». Правд..

Маргарита

МАРГАРИТА (нем. Margarete) - героиня трагедии И.-В.Гете «Фауст» (первая часть - 1806) и трагедии «Пра-Фауст» (1775). В тексте Гретхен. М. - возлюбленная Фауста, первое искушение, предложенное ему Мефистофелем. Этот образ создан фантазией Гете. В народных легендах М. Отсутствует. Фауст, вернувший молодость в «Кухне ведьмы», встречает на улице красивую девушку и с первого взгляда в нее влюбляется. М. - юная, неискушенная девушка строгих правил, живущая с матерью и младшей сестрой. Она полюбила впе..

Марианна

МАРИАННА (фр. Marianne) - героиня романа французского писателя Пьера де Мариво «Жизнь Марианны, или Приключения графини de ...» (1731-1741). Образ М. Является продолжением героинь испанского плутовского романа, а также романов Лесажа. Характер М. Напоминает Молль Флендерс Д.Дефо. Однако в отличие от них всех героиня Мариво более рассудительна, она всегда принимает трудное, но единственно верное решение, отказываясь от сиюминутной выгоды ради уважения окружающих, прекрасно понимая, что душевное б..

Дополнительный поиск Марат Марат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Марат" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа