Мефистофель
МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) - центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая - 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии на ярмарках. В «Прологе на небесах» Бог аттестует М. Как «плута и весельчака». «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость». Сущность М. Проявляется в отношении к людям, он не верит в их божественное подобие, считая, что человек слаб и испорчен, без вмешательства дьявольских сил творит зло и даже лучшие из людей подвержены порче. Поэтому М. Соглашается на эксперимент с Фаустом, лучшим из людей, и не боится проиграть спор с Богом. «Посмотрим. Вот моя рука, и скоро будем мы в расчете.
Вы торжество мое поймете, когда он, ползая в помете, жрать будет прах от башмака». Встретившись с Фаустом, М. Заключает с ним договор, соблазняя его благами жизни и безграничными возможностями. Гетевский дьявол - философ и интеллектуал, он знает людей, их слабости, его язвительные замечания в адрес человеческого рода говорят о его проницательности. Этому персонажу автор трагедии доверил многие свои мысли, хотя Гете, разумеется, нельзя отождествлять ни с Фаустом, ни с М.В истории Фауста и Маргариты М. Играет зловещую роль, доводит девушку до гибели. Во второй части фигура М. Менее заметна. В одном из эпизодов он выступает в облике уродливой Форкиады, в сцене с Еленой Прекрасной вообще отсутствует, ибо, по его собственным словам, «не вхож в языческий мир».
В финале трагедии, когда Фауст обрел цель в жизни, М. Опять чинит препятствия. Устраивает пиратские вылазки на море, поджигает дом стариков Филемона и Бавкиды. М. Уверен, что Фауст, признавший, что дожил до «прекрасного мгновения», в его руках. Однако душу Фауста ангелы уносят на небо, а М. Признается, что проиграл. «Прожженный старый черт с такой закалкой сыграл к концу такого дурака!»Образ М. В исследованиях, посвященных трагедии, часто оценивался как второе «я» Фауста, как телесное воплощение его подсознания. На немецкой сцене образ М. Всегда удавался актерам лучше, чем образ Фауста. Протагонисты немецкой сцены на протяжении двух веков всегда исполняют роль М. Так повелось, начиная с актера-романтика Людвига Девриента (1827), традицию которого продолжил выдающийся немецкий актер Карл Зейдельман (1837).
Лучшим М. В истории мирового театра стал Густав Грюндгенс, создавший образ дьявола-аристократа вселенского масштаба (1933).Лит. Манн К. Мефистофель. М., 1970. Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986. Макарова Г.В. От Гамлета до Мефистофеля//На грани тысячелетий. М., 1995.Г.В.Макарова.
Дополнительный поиск Мефистофель
На нашем сайте Вы найдете значение "Мефистофель" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мефистофель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 11 символа