Мефистофель

263

МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) - центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая - 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии на ярмарках. В «Прологе на небесах» Бог аттестует М. Как «плута и весельчака». «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость». Сущность М. Проявляется в отношении к людям, он не верит в их божественное подобие, считая, что человек слаб и испорчен, без вмешательства дьявольских сил творит зло и даже лучшие из людей подвержены порче. Поэтому М. Соглашается на эксперимент с Фаустом, лучшим из людей, и не боится проиграть спор с Богом. «Посмотрим. Вот моя рука, и скоро будем мы в расчете.

Вы торжество мое поймете, когда он, ползая в помете, жрать будет прах от башмака». Встретившись с Фаустом, М. Заключает с ним договор, соблазняя его благами жизни и безграничными возможностями. Гетевский дьявол - философ и интеллектуал, он знает людей, их слабости, его язвительные замечания в адрес человеческого рода говорят о его проницательности. Этому персонажу автор трагедии доверил многие свои мысли, хотя Гете, разумеется, нельзя отождествлять ни с Фаустом, ни с М.В истории Фауста и Маргариты М. Играет зловещую роль, доводит девушку до гибели. Во второй части фигура М. Менее заметна. В одном из эпизодов он выступает в облике уродливой Форкиады, в сцене с Еленой Прекрасной вообще отсутствует, ибо, по его собственным словам, «не вхож в языческий мир».

В финале трагедии, когда Фауст обрел цель в жизни, М. Опять чинит препятствия. Устраивает пиратские вылазки на море, поджигает дом стариков Филемона и Бавкиды. М. Уверен, что Фауст, признавший, что дожил до «прекрасного мгновения», в его руках. Однако душу Фауста ангелы уносят на небо, а М. Признается, что проиграл. «Прожженный старый черт с такой закалкой сыграл к концу такого дурака!»Образ М. В исследованиях, посвященных трагедии, часто оценивался как второе «я» Фауста, как телесное воплощение его подсознания. На немецкой сцене образ М. Всегда удавался актерам лучше, чем образ Фауста. Протагонисты немецкой сцены на протяжении двух веков всегда исполняют роль М. Так повелось, начиная с актера-романтика Людвига Девриента (1827), традицию которого продолжил выдающийся немецкий актер Карл Зейдельман (1837).

Лучшим М. В истории мирового театра стал Густав Грюндгенс, создавший образ дьявола-аристократа вселенского масштаба (1933).Лит. Манн К. Мефистофель. М., 1970. Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986. Макарова Г.В. От Гамлета до Мефистофеля//На грани тысячелетий. М., 1995.Г.В.Макарова.

Значения в других словарях
Мелузов

МЕЛУЗОВ - герой комедии А.Н.Островского «Таланты и поклонники» (1881). М.- тип молодого разночинца, недавнего выпускника университета, твердо верящего в то, что «жестокие нравы» смягчаются «образованием», а улучшение человека происходит вследствие усвоения им «правильных понятий» о жизни. Идейно и социально родственны М. Жадов и Мыкин («Доходное место»), Погуляев («Пучина»), Грунцов («Трудовой хлеб»), Платон Зыб-кин («Правда - хорошо, а счастье лучше»). Из этого ряда М. Выделяется тем, что он - ..

Мельмот Скиталец

МЕЛЬМОТ СКИТАЛЕЦ (англ. Melmoth the Wanderer) - герой романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот Скиталец» (1820) - единственного произведения писателя, имевшего в мировой литературе яркую, в чем-то гипнотическую судьбу. Образ М.С. Проходит связующей нитью сквозь весьма объемистое и хитроумно построенное повествование, объединяя в общий сюжет ряд вставных новелл и эпизодов. В М.С. Прочитывается отчасти и «вечный жид» Агасфер, и своеобразные отголоски мотива «се-вильского обольстителя». Его можно было бы назв..

Микромегас

МИКРОМЕГАС (фр. Micromegas. Греч. «шкроо» - малый, «цеуао» - великий) - герой философской повести Вольтера «Мик-ромегас» (1752). Образ М. Имеет давнюю литературную традицию - прежде всего следует назвать романы Рабле и Свифта (который даже упомянут в повести). Как и во многих других случаях, Вольтер использовал прием «остраненного» восприятия. «человеческий муравейник» показан глазами межпланетных пришельцев, которые привыкли к совершенно иным масштабам и оценкам. Обитателю Сириуса М., чей рост ..

Милый Друг

МИЛЫЙ ДРУГ (фр. Bel-Ami) - герой романа «Милый друг» (1885) Ги де Мопассана. Естественно, у героя есть имя - Жорж Дюруа, но не имя, а прозвище «Милый друг» осталось значимым не только в истории литературы, но и как идиоматическое выражение в повседневной жизни, по крайней мере в России.Бывший гусар, оставшийся не у дел, «соблазнитель из бульварного романа», не лишенный честолюбия, мгновенно ухватывается за случайно подвернувшуюся возможность сделать карьеру и, постепенно наглея, поднимается на с..

Дополнительный поиск Мефистофель Мефистофель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мефистофель" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мефистофель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа