Митрофанушка

336

МИТРОФАНУШКА - герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. Как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII в. Знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда».В доме своих родителей М. - главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне. Как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. Пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца.

День М. Отмечен абсолютным бездельем. Забавы на голубятне, где М. Спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. Тут же прячется за Еремеевну - «старую хрычовку», по его словам, - готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь М. Сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам. «урод» и «рохля» - муж, «собачья дочь» и «скверная харя» - Еремеевна, «бестия» - девка Палашка.Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. На Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. Были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями.

Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству. По-французски М. Учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику - «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. - выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили».Герой Фонвизина - подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее.

Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил М. К породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью».Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.Лит. Вяземский П. Фон-Визин. СПб., 1848. Ключевский В. «Недоросль» Фонвизина//Ключевский В. Исторические портреты. М., 1990. Рассадин Ст. Фонвизин. М., 1980.Е.В.Юсим.

Значения в других словарях
Мистер Твистер

МИСТЕР ТВИСТЕР - герой повести в стихах С.Я.Маршака «Мистер Твистер» (1933). В основе сюжета лежит почти анекдотическая история о респектабельном капиталисте, наотрез отказавшемся занять номер в советской гостинице рядом с «чернокожими». Американский миллионер, «делец и банкир», «бывший министр», «владелец заводов, газет, пароходов» наказан за нелюбовь к «цветному народу» тем, что «ночует на стуле в прихожей». Отрезвляюще действует на М.Т. Страшный сон, в котором он видит себя «бродягой бездомны..

Мистер Хайд

ДОКТОР ДЖЕКИЛЬ И МИСТЕР ХАЙД (англ. Dr. Jekyll and Mr. Hyde) - наделенный двумя именами герой повести Р.Л.Стивенсона «Странный случай с доктором Джекилем и мистером Хайдом» (1886). Доктор Джекиль и мистер Хайд - образ, воплотивший в себе идею раздвоения личности, на протяжении многих десятилетий привлекавшую писателей не только в Англии. В США таким писателем был Чарльз Брокден Браун, которого интересовали необычные способности человека, малоизученные наукой, а в России - Ф.М.Достоевский с его г..

Моина

МОИНА - героиня трагедии В.А.Озерова «Фингал» (1805). Образ М. Возникает уже в первые минуты сценического действия как олицетворение красоты и гармонии, которой предстоят испытания роковыми превратностями судьбы. Прекрасная М., невеста Фингала, дочь царя Локлинского Старна, в тревоге ожидает прибытия своего жениха, опасаясь, что отец, ненавидящий Фингала, замыслил его гибель.Жизнь и смерть, любовь и ненависть контрастно сплетаются в сюжете Озерова, делая М. Уникальным средоточием гармонии, надеж..

Молчалин

МОЛЧАЛИН - центральный персонаж комедии «Горе от ума» (1824). Значение этого образа осознавалось с течением исторического времени. Н.В.Гоголь первым заметил нечто важное в облике скромного секретаря Фамусова. «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое тихомолком пробивающееся в люди». М.Е.Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» делает М. Важным чиновным лицом с экзотической особенностью. У него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «..

Дополнительный поиск Митрофанушка Митрофанушка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Митрофанушка" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Митрофанушка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа