Нора

422

НОРА (норв. Nora) - героиня пьесы Х.Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. Живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). С другой стороны, Н. Поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. Художественная сила образа состоит в том, что, оказавшись в ситуации «социальной героини», Н. Решительно не вписывается в это амплуа. По видимости Н.- заботливо опекаемое мужчинами (сначала отцом, потом мужем), нежное, женственное существо, не только кокетливое, но иногда и по-женски коварное.

Она, например, не лишает себя удовольствия подразнивать влюбленного в нее доктора Ранка. Но особенность Н. Как героини в том, что в отличие, скажем, от Гедды Габаер она прямо на глазах у зрителя меняется и раскрывается с неожиданной стороны. Когда-то она имела мужество пойти на преступление во имя близких и многие годы жила памятью о своем проступке, выплачивая тайно от мужа сумму долга. Но с появлением традиционного для Ибсена рокового персонажа, «человека со стороны» Крог-стада, прошлое врывается в настоящее. И тогда выясняется, что уютная, спокойная, нежная женщина - только видимость. Ее суть определится постепенно и станет явной, когда рассеются ее надежды на то, что, узнав однажды обо всем, Хельмер станет гордиться ею.

Н. Понимает, что переменилась, и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки «кукольного дома». Это немедленно отдаляет от нее не только мужа, но и детей. Конечно, драма Н. Коснулась и Хельмера, человека по-своему, может быть, порядочного, но искренне не готового понять (не то что извинить) ее поступок. Н. Женственна и хрупка внешне. Культивируемый мужем образ куколки-белочки, маленькой мотовки - это скорее невольное подыгрывание с ее стороны. В сущности она прежде всего человек, ориентированный нравственно. Когда же оказалось, что ее представления о жизни наивны, детски и неправильны, она осмеливается сделать честный и правдивый вывод о самой себе. Она не имеет права быть ни женой, ни матерью.

Она вообще еще только «начинает быть». И поэтому Н. Уходит. Если ее уход из семьи - не истерика, а Н. Как раз уравновешенный, быстро и четко действующий человек, то она не вернется. Новая Н. Этой семьи - и не только мужа, но и детей - не знает. Конечно, для современников Ибсена такой финал был невозможен. Автор даже придумал другую мелодраматическую развязку. Н. Не уходит, а в последний момент останавливается, как бы передумав. Ничего более неестественного, разрушительного для такой героини быть не может. Однако «плохой» конец не устраивал не только современников Ибсена. До сих пор в театрах его домысливают подчас как «благополучный». Н. Все же в последний момент не решается уйти от детей и «исправившегося» мужа. Интересное продолжение сюжета предложил современный датский драматург Эрнст Бруун Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967).

Героиня оказалась на «дне» общества, но, будучи вполне состоятельной и свободной, она живет вместе с ворами и проститутками, честно трудясь на фабрике. Хельмер пытается ее вернуть.Среди знаменитых актрис, сыгравших Н. На сцене, - Г.Режан, С.Бернар (1894), Э.Дузе. Событием театральной жизни России стало создание образа Норы В.Ф.Комиссаржевской (1904).Лит. Weygand H.J. The Modem Ibsen. New York, 1960. Адмони В. Генрик Ибсен. Очерк творчества. Л., 1989. С.159-178.Т.Н.Суханова.

Значения в других словарях
Нина

НИНА - героиня драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1834-1836). Другое имя -Настасья Павловна. Судьба Н., лишь эскизно намеченная в пьесе, необходима не только функционально для раскрытия главного героя, но и важна сама по себе. Н.- определенный культурный код, отразивший романтическое соединение ангельского и дьявольского как «нормы женского поведения» (Ю.М.Лотман). С образом Н. Связан мир домашней интимной жизни, дарующей Арбенину успокоение. Однако сама Н. Достаточно органично существует в салонн..

Ноздрев

НОЗДРЕВ - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. Том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Втор, том 1842-1845). Литературные источники образа Н.- образы лгунов и хвастунов в драматургии Я.Б.Княжнина, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, И.А.Крылова, а также Загорецкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Глаздурин из романа Ф.В.Бул-гарина «Иван Выжигин». В образе Н. Развиты черты гоголевских персонажей Ихарева и особенно Хлестакова.Образ Н. Представляет тип «разб..

Оберон

ОБЕРОН (англ. Oberon) - герой романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царь фей и эльфов. Имя О. Упоминается в средневековом рыцарском романе «Гюон Бордосский», а крошечными лесными духами переполнен английский фольклор. Реальный и сказочный мир сосуществуют на равных. Если в Афинах правит мудрый Те-зей, то в лесу царствует обидчивый, ревнивый и вместе с тем великодушный О. Рассерженный строптивостью своей жены Титании, он заставляет ее влюбиться в ремесленника Основу, к..

Обломов

ОБЛОМОВ - герой романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848-1859). Литературные источники образа О.- гоголевские Подколесин и старосветские помещики, Тентетников, Манилов. Литературные предшественники О. В произведениях Гончарова. Тяжеленко («Лихая болесть»), Егор Адуев («Счастливая ошибка»), Александр Адуев («Обыкновенная история»). Реальным прототипом образа О. Являлся сам Гончаров (ср. Письмо Гончарова Ю.Д.Ефремовой от 20 августа 1849 г. О своем пребывании в Симбирске. «Здесь я окончательно постиг п..

Дополнительный поиск Нора Нора

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нора" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нора, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 4 символа