Раневская

213

РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903).Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. Не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без нее сирота. Кажется, он оживает с ее приездом, и Р. Обращается к нему как к живому. «Ангелы небесные не покинули тебя».Присущее Р. Чувство прошлого, «родовой традиции» - это даже не любовь к усадьбе, а неотделимое и неотменимое чувство родства с нею. Радость встречи с нею после пятилетней разлуки сравнима для Р.

Только с радостью Светлого Христова Воскресенья. Отношение родства пронизывает все существование Р. - в общении с близкими, соседями, слугами, с живой и неживой природой. «Хороший она человек, легкий», - говорит о ней Лопахин.Эта встреча Р. С родиной последняя, прощальная. И Р., и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Вишневый сад продается «за долги». Чувствуя себя частью сада, Р. Сознает, что сад безвинен. Расплата идет за ее долги, за ее прошлое, личное и «родовое». «Уж очень много мы грешили...» Монолог Р. «о грехах» - это принятие вины на себя и мольба о прощении. «Господи, Господи, будь милостив, прости мне грехи мои. Не наказывай меня больше!»Идея искупления прошлого страданием, умозрительная для Пети Трофимова, стала для Р.

Свершением судьбы. Страдание от утраты усадьбы, от гибели вишневого сада сделалось искуплением ее прошлых грехов.Р. - позднее создание той дворянской культуры, которая на глазах истончается, исчезает из настоящего, остается в прошлом. Но пьеса Чехова, как и вся его драматургия, - разомкнута в будущее. Р., в отличие от Пети Трофимова, «ниже любви». Она любит человека недостойного, «обобравшего» ее и сознает, что он камень на ее шее. «Но я люблю этот камень и жить без него не могу». На деньги, присланные ярославской бабушкой, она уезжает к нему в Париж. «Да здравствует бабушка!» Грешная, легкомысленная, безалаберная и неотразимо привлекательная Р. Знает, что «денег этих хватит ненадолго», но ее жизнь продолжается вне зависимости от их количества.

Никакие деньги не смогут что-либо изменить в самой личности Р. Она останется прежней. «Такую женщину сможет угомонить только смерть» (Чехов).Первая исполнительница роли Р. - О.Л.Книппер-Чехова (1904). Среди других исполнительниц - М.И.Бабанова (1956), Л.И.Добржанская (1965), А.С.Демидова (1975), А.А.Вертинская (1976), Т.Е.Лаврова (1976), А.Б.Фрейндлих (1978). Среди зарубежных актрис - М.Рено (1954), П.Эшкроф (1961), В.Кортезе (1974), К.Курихара (1981), Н.Парри (1981), Д.Денч (1989), Ю.Лампе (1989).Лит. А.Белый. «Вишневый сад»//А.Белый. Арабески. М., 1911. Эфрос Н.Е. «Вишневый сад». Пьеса А.П.Чехова в постановке Московского Художественного театра. Пг., 1919. Барро Ж.-Л. Почему «Вишневый сад»?//Барро Ж.-Л. Размышления о театре.

М., 1963. Скафтымов А.П. О единстве содержания и формы в «Вишневом саде» Л.П.Чехова//Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. Стрелер Д. «Вишневый сад» Чехова//Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984. Зин-герман Б.И. О «Вишневом саде»//Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. Соловьева И.Н. «Три сестры» и «Вишневый сад» в Художественном театре//Режиссерские экземпляры К.С.Станиславского. В 6 т. Т. 3. М., 1983. Холодова Г. «Вишневый сад». Между прошлым и будущим//Театр, 1985, № 1. Полоцкая Э.А. Неугомонная душа//Театр, 1993, № 3.Н.А.Шалимова.

Значения в других словарях
Ракитин

РАКИТИН - центральный персонаж комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. Редакции под назв. «Студент», «Две женщины»), тридцатилетний друг дома Ислаевых, дворянин, конфидент Натальи Петровны и ее собеседник. Его образ лишен фабульной напряженности, разговоры преобладают над драматическим действием. Изображая неторопливое течение жизни, Тургенев концентрирует внимание на интимных конфликтах частного лица. Образ Р. Существует в подробно разработанном психологическом и бытовом к..

Рама

РАМА - центральный персонаж древнеиндийской эпопеи «Рамаяна» (ок. IV в. До н.э.), авторство которой приписывается древнему мудрецу Вальмики. Содержание эпопеи сводится к следующему. У царя Дашаратхи долгое время не было наследника. После многих жертвоприношений супруги царя - Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей. Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. Превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подви..

Раскольников

РАСКОЛЬНИКОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866). Образ Р. В общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гам-лет, Фауст. Отсюда возникает проблема прототипов, поскольку образ Р. В равной степени несет конкретно-социальный (привязанный к известной исторической эпохе) и вместе с тем вневременной, общечеловеческий смысл, ..

Расплюев

РАСПЛЮЕВ - центральный персонаж А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинско-го» (1854) и герой комедии-шутки «Смерть Та-релкина» (1869, сцен. Назв. «Расплюевские веселые дни» - 1900). Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. На долгие годы становится именем нарицательным (от Салтыкова-Щедрина до А.В.Амфитеатрова). Возникает целое понятие - расплюевщина. Не случайно историк Н.И.Костомаров говорил студен..

Дополнительный поиск Раневская Раневская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Раневская" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Раневская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 9 символа