Рафаэль Де Валентен

373

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) - герой повести О. Де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. Де В.- фигура автобиографическая. Этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу. Он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой. Впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. Де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена - герои, заключившие договор с дьяволом. В начале жизни Р. Де В.- нищий молодой честолюбец, каких много в «Человеческой комедии». Происхождение у Р. Де В. Благородное. Он носит титул маркиза, однако денег ему это не прибавляет. Неудачное окончание судебного процесса лишает Р.

Де В. Состояния, и он решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги собственным трудом. Он делает ставку на два литературных произведения, которые рассчитывает закончить в течение трех лет. Комедию, рассчитанную на широкую публику, и ученый трактат. Трактат называется «Теория воли». Доверив Р. Де В. Эту тему, Бальзак лишний раз подчеркивает свою близость с героем. Он сам считал волю, распространяющуюся в пространстве в виде невидимых и невесомых флюидов, могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа. Размышления об этом предмете он доверял своим любимым героям, например Луи Ламберу, герою одноименного романа, который тоже сочинял трактат о воле. Случайная встреча с приятелем заставляет Р.

Де В. Изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха иначе, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. Так Р. Де В. Знакомится с богатой графиней Феодорой - «женщиной без сердца». Ради этой холодной светской красавицы Р. Де В. Забывает о творчестве и науке, тратит последние деньги, а взамен получает равнодушную учтивость, ибо Феодора любит только себя. В отчаянии Р. Де В. Хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно заходит в лавку антиквара, и самоубийство откладывается. Антиквар дарит Р. Де В. Магический кусок шагреневой кожи. Благодаря коже исполняются все желания, но от каждого желания кожа съеживается, а жизнь ее владельца укорачивается. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил. Сам он их тратил без счета, но всегда с неизменным восхищением напоминал, например, философа Фонтенеля, который прожил сто лет потому, что «экономил свой жизненный флюид».

Шагреневая кожа и есть материализация этих представлений о том, что жизнь можно растратить в короткий срок, а можно потреблять ее экономно. Вначале Р. Де В. Не верит в могущество талисмана, но очень скоро убеждается, что антиквар не солгал. Желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств - но кожа уменьшается. Между тем Р. Де В. Уже не хочет умирать. Он стоит перед выбором. Жить в свое удовольствие, но тем самым обречь себя на скорую смерть, или «оскопить свое воображение» и по доброй воле выключить себя из жизни. Чувство самосохранения оказывается сильнее, и Р. Де В. Отказывается от желаний. Посредником между собой и миром он избирает старого слугу Ионафана, который должен предугадывать его потребности еще прежде, чем они будут высказаны.

На время Р. Де В. Расстается с этим «автоматическим» состоянием. Он встречает в театре Полину Годен, которая полюбила его еще в ту пору, когда он вел жизнь бедного отшельника. Тогда Р. Де В. Не мог влюбиться в Полину, так как для него «любовь неотделима от роскоши», теперь же отец девушки разбогател, и она стала достойна внимания Р. Де В. Больше того, чтобы покорить Полину, Р. Де В. Нет нужды прибегать к помощи талисмана, ибо Полина обожает его без всякого волшебства. Р. Де В. Счастлив с Полиной, однако живая жизнь плодит мелкие желания, кожа уменьшается в размерах, и владелец ее чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны справиться с шагренью.

Р. Де В. Просит медиков вылечить его, но они расписываются в собственной беспомощности. Тогда несчастный пытается спасти себя сам. Он поселяется в глухой овернской деревушке, дабы «приобщиться к внутренней жизни природы, проникнуться ее пассивной покорностью» и «освободиться от самого себя». Почти все романтические герои, начиная с Рене Шатобриана, мечтали зажить на лоне природы, среди «естественных людей», и таким образом избавиться от мучающих их страстей. Бегство Р. Де В.- своеобразная пародия таких романтических эскапад. Его сельское существование не имеет в себе ровно ничего поэтического, он ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть и, вернувшись в Париж, умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым.Как и почти все герои «Философских этю- 343 дов» Бальзака, Р.

Де В.- мученик мысли. Его навязчивая идея - желание приобрести власть над собственной судьбой (недаром он f сочинял трактат о воле) - воплотилась в куске кожи, и эта кожа погубила его, как погубила героя «Поисков Абсолюта» мечта отыскать единую субстанцию, общую всем веществам, а героя «неведомого шедевра» - мечта нарисовать на полотне идеально красивую женщину. Между тем Бальзак был уверен, что «наши идеи - организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом и влияющие на наши судьбы». Такими деятельными, судьбоносными и роковыми существами становятся, благодаря магической коже, идеи (желания) Р. Де В. Не случайно в конце жизни Р. Де В. Приходит к выводу, что даже с помощью талисмана он не свершил ничего великого.

Могущественная кожа выполняла лишь то, чего он просил, а попросить чего-то великого у него не хватило душевных сил. Шагреневая кожа обнажила лишь безграничное себялюбие своего владельца.Сразу после выхода «Шагреневой кожи» в трактовке образа Р. Де В. Проявились две тенденции, которые сохранились и в последующие годы. Французский литератор Филарет Шаль, автор предисловия к «Философским романам и повестям» Бальзака (1831), увидел в Р. Де В. Прежде всего «воплощение цивилизованного эгоизма» современного общества с его слабоволием, безверием и суетностью, «символ ужасающей нищеты», «денди без гроша в кармане». По мысли Шаля, в Р. Де В. Чувство самосохранения убивает все прочие чувства и идеи, и умирает он «в конвульсиях эгоизма».

Другое предисловие к «Философским этюдам» (1834), подписанное Феликсом Давеном и обязанное многими мыслями самому Бальзаку, выделяет в истории Р. Де В. Его философский, метафизический аспект. Мысль и воля - живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Р. Де В. Погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли. Его судьба - это «формула жизни». В дальнейшем все исследователи, обращавшиеся к образу главного героя «Шагреневой кожи», шли в русле одной из этих двух трактовок. Социальной или метафизической.Лит. Бахмутский В.Я. «...Наш век. Наш эгоизм...»//Бальзак О. Де. Шагреневая кожа. М., 1983. С.5-30. Citron P. Introduction pour «La Peau de chagrin»//Balzac H.

De. La Comedie humaine. P., 1979. T.10. P.5-45.В.А.Мильчина.

Значения в других словарях
Раскольников

РАСКОЛЬНИКОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866). Образ Р. В общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гам-лет, Фауст. Отсюда возникает проблема прототипов, поскольку образ Р. В равной степени несет конкретно-социальный (привязанный к известной исторической эпохе) и вместе с тем вневременной, общечеловеческий смысл, ..

Расплюев

РАСПЛЮЕВ - центральный персонаж А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинско-го» (1854) и герой комедии-шутки «Смерть Та-релкина» (1869, сцен. Назв. «Расплюевские веселые дни» - 1900). Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. На долгие годы становится именем нарицательным (от Салтыкова-Щедрина до А.В.Амфитеатрова). Возникает целое понятие - расплюевщина. Не случайно историк Н.И.Костомаров говорил студен..

Рахметов

РАХМЕТОВ - центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» (1863).Р. Отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского - от тради ционных психологических романов. В журнале «Эпоха», издававшемся М.М. И Ф.М. Достоевскими, о Р. Писали как о «каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе» (Н.Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую ступень, являясь единственным представите..

Реджина

РЕДЖИНА (англ. Regina) - героиня драмы Л.Хеллман «Лисички» (1939). В эпиграф пьесы вынесены слова, взятые из «Песни песней» Соломона. «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а1 виноградники наши в цвету». Драматург показывает таких «лисиц и лисенят» - семейство южных дельцов-нуворишей Хаббардов, плоть от плоти которых является Р. Она - в самом центре стяжательских страстей, которыми одержимы все они - и ее братья Бен и Оскар, и сама Реджи-на. Наделенная проницательным и цепким у..

Дополнительный поиск Рафаэль Де Валентен Рафаэль Де Валентен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рафаэль Де Валентен" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рафаэль Де Валентен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 19 символа