Саламбо

819

САЛАМБО (фр. Salammbo) - героиня романа французского писателя Г.Флобера «Салам-бо» (1850-1862). Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н.э. С., дочь карфагенского военачальника Гамилькара, и ливиец Маю, предводитель восставших воинов, - личности исторические. Флобер соединил их в любовной коллизии, желая слить воедино политику и психологию, историю и мистику. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», - писал Флобер, и эта мысль была для него ключевой в изображении С. Дочерью Гамилькара владеет странное томление, непонятное ей самой, нисколько не связанное с реальной опасностью, грозящей родному Карфагену. Она служит богине Танит и тревожат ее не наемники, что осаждают город, а болезнь священного питона, олицетворения могучей богини, с которой она ощущает мистическую связь.

С. Томится ожиданием любви, переходящим в религиозную экзальтацию. Желания ее приобретают мистический характер. Она стремится проникнуть в тайны мировой жизни и видит во сне, как звезды катятся у нее под ногами. К своему наставнику жрецу-евнуху Ша-габариму, посвятившему себя Танит, С. Испытывает ненависть, смешанную со страхом, и вместе с тем что-то похожее на любовь. Все чувства С. Сосредоточены на заимфе - священном покрывале Танит, главной святыне Карфагена, перед которой она трепещет и которую обожает. Ливиец-наемник Мато предстает перед С. В виде бога войны Молоха, влечение к нему она воспринимает как власть божества над нею. Мато похищает заимф, завернувшись в него, он становится в глазах С. «звездным божеством», но одновременно и проклятым святотатцем.

Вместе с заимфом Мато похищает и защитный покров Карфагена. Шагабарим посылает С. К Мато за заим-фом. Мато давно уже любит С., он подчиняет ее своей любви. С. Похищает драгоценную святыню, но после этого кончаются ее чудесные сны. Гамилькар счастлив возвращением заимфа, однако, взглянув на разорванную цепочку на ногах дочери, понимает, какой ценой получена святыня, и тут же обручает дочь с нумидийским царем Нар-Гавасом, давно влюбленным в красавицу-жрицу. С. Уговаривает Нар-Гаваса убить Мато, обещая в награду свою любовь. Нар-Гавас заманивает Мато в ловушку и берет в плен. Во время свадебного пира появляется истерзанный пытками Мато и умирает на глазах у С., а вслед за ним смерть настигает С. «Так умерла дочь Гамилькара за то, что коснулась покрывала Танит», - фраза, завершающая роман.

Метафоры в современной жизни, считал Флобер, - реальность для первобытных людей. С. На самом деле не может жить без Мато, хотя и не понимает этого. Прозу романа сравнивали с массивными бронзовыми барельефами, запечатлевшими неистовые страсти, жестокость и дикую волю людей, исчезнувших в глубине веков.По мотивам романа было написано шесть опер, в том числе композитором Рейером (1890), и один балет. М.П.Мусоргский три года работал над этим сюжетом, закончил либретто, куда включил стихи русских поэтов, написал музыкальные номера, но замысел остался незавершенным. Музыка «Саламбо» была использована композитором в опере «Борис Годунов».Лит. Иващенко А.Ф. Флобер. М., 1955. Dumesnil R. Et Demorest D.-G. Bibliographic de Gustave Flaubert.

P., 1937.М.Ю.Кожевникова.

Значения в других словарях
Рычалов

РЫЧАЛОВ - герой пьесы Анчара Манцени-лова (М.Н.Волконского) «Гастроль Рычалова» (1911). Используя традиционные сюжеты и образы театрального фельетона, Волконский создает сатиру на быт провинциальной сцены и нравы столичных гастролеров. Наспех подготовленный спектакль, в котором актеры не успели разучить свои роли, а хор составлен из солдат местного гарнизона, срывается во время представления по причине капризов и непомерных амбиций столичного тенора Р. Фамилия последнего содержит намек на знамен..

Рюи Блаз

РЮИ БЛАЗ (фр. Ruy Bias) - герой драмы В.Гюго «Рюи Блаз» (1838), крайне чувствительный юноша, привыкший, однако, сдерживать свои чувства, несомненно романтический герой, но не бунтарь, а мечтатель. Р.Б. Служит лакеем у верховного судьи маркиза Саллю-стия, что его унижает и мучает. Он с упоением вспоминает о днях далеких и счастливых. «Нам были радостью и голод и нужда, когда я мерз зимой, имел лишь хлеб и воду, а крова не имел - зато имел свободу. В те времена еще я человеком был». Страдания геро..

Саломея

САЛОМЕЯ (франц. Salome) - героиня драмы О. Уайльда «Саломея» (1893). Пьеса была написана по-французски и позднее переведена на английский язык лордом А.Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская С. Влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, - пророка Ио-канаана (так назван автором Иоанн Креститель), но встречает только ненависть и презрение с его стороны. Капризная принцесса, привыкшая видеть лишь восхищенные вз..

Сальери

САЛЬЕРИ - герой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), второй пьесы цикла «Маленькие трагедии». Исторический прототип. Итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. Большой популярностью (самая известная среди них - «Тарар» на либретто П.Бомарше).Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого..

Дополнительный поиск Саламбо Саламбо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Саламбо" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саламбо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа