Скален

201

СКАЛЕН (фр. Scapin) - герой комедии Мольера «Плутни Скалена» (1671). С.- один из существеннейших персонажей мольеров-ского театра, по структурной и концептуальной сложности сопоставимый с Дон Жуаном и Альцестом. Кажущаяся элементарность образа скрывает его многомерность и парадоксальную серьезность, незамеченные учеными-современниками Мольера. Характерна реплика Буало. «И сквозь мешок, куда Скален залез постыдно,//Того, кем «Мизантроп» был создан, мне не видно».С.- один из многих слуг, действующих в мольеровских комедиях. Однако не будет преувеличением сказать, что именно здесь, в комедии интриги о плутнях пройдохи, то помогающего господам, а то жестоко вышучивающего их, обнаруживается интерпретационный акцент, дающий традиционному для комедийного жанра образу слуги программное для Мольера наполнение.Сюжет комедии, заимствованный из «Фор-миона» Теренция, комедийная техника, в которой выполнена пьеса, наконец, сам герой ее - элементы драматургической и сценической традиции, пришедшей во Францию с Апеннин.

Римская паллиата, средневековый фарс, возрожденческая комедия дель арте - несомненные составляющие жанрового целого пьесы. Исторические корни образа С. Не сводят его к функции фарсового слуги-шута, ловкого и непобедимого «первого Дзанни» итальянской комедии масок. «Народность» персонажа, столь часто подчеркиваемая отечественными исследователями (С.С.Мокульский, Г.Н.Бояджиев), по-видимому, не играет в пьесе особой роли, ибо в последней нет явной противопоставленности мировидения слуг и хозяев. Все примерно одинаково «народны».Прообразом С. Явился «первый Дзанни», Арлекин, персонаж сугубо театральный, чье вербальное присутствие в спектакле в соответствии с древней фарсовой традицией, унаследованной затем комедией масок, многократно комментируется и опровергается визуально.

Из сказанного следует, что существенная часть образного целого, называемого С., не запечатлена литературно или запечатлена неявно, а потому для ее обнаружения необходимы серьезнейшие реконструктивные усилия театроведческого характера. Прежде всего, по-видимому, стоит вспомнить о происхождении самой маски Арлекина от Эллекена, мистериаль-ного черта,- проказливого, инфернально злокозненного, жестокого и кощунственно глумливого, но самое главное - иноприродного «человеческим» персонажам. И если в спектакле классической комедии дель арте «первый Дзанни» вместе с резвостью и народным здравомыслием несет в себе и «дьявольское» наследство своего мистериального предка, то проявляется это на сцене более всего в жесто-вой партитуре образа слуги.

Мольер, однако, не «цитирует» дословно образ, родившийся в иной стилевой и жанровой системе. Его С.- своего рода «образ в квадрате», интерпретация итальянского Скапино. Так в условнейшем мире Аргантов, Жеронтов, Леандров «поселяется» еще более условный С. И если интересы молодых бездельников-хозяев естественны и понятны, если страхи, скупость и брюзжание стариков объяснимы, то поведение С., выручающего молодежь и дурачащего стариков, никакой очевидной цели не обнаруживает. Впрочем, исследователями и практиками театра эта цель многократно угадывалась, хотя всегда по-разному. Источником непомерной активности слуги объявлялись то деньги, то сострадание к обделенной молодости, то любовь к искусству интриги и обольщения.Характерно, что у Мольера достаточно трудно найти подтверждение любой из названных версий.

Очевидно, это не случайно. Если взглянуть на пьесу, учитывая культурную ситуацию, в которой она родилась, если рассмотреть «Плутни Скалена» в контексте «высо- 375 кой» проблематики мольеровского творчества, то необходимым окажется анализ комедии с точки зрения господствовавших в культуре идей, образных решений, приоритетных тем, популярных мотивов. Тогда придется решать вопрос о принадлежности пьесы одному из двух культурно-исторических комплексов, определивших лицо французского искусства XVII века, - к барокко или классицизму.Принято считать, что великий комедиограф тяготел к классицизму. Однако, несомненно, что Мольер внес великий вклад в разработку одной из излюбленных тем барочного искусства - в разработку темы театра.

Последняя получает в барочной литературе и на сцене весьма разнообразное освещение. В трагикомедиях Ротру и Корнеля, в гравюрах Калло выражено то новое чувство театра, которое овладело зрителями XVII века, заставлявшее пристально, иногда с суеверным страхом вглядываться в изменчивое, коварное, обольстительное лицо искусства, так удивительно точно воспроизводящего принципы земного мироустройства, где Бог - создатель пьесы, а люди - актеры, непрестанно меняющие маски. Театр становится для барокко зримой метафорой вселенской суеты, старательной, усердной, исполненной сознания собственной значительности и потому еще более нелепой. При этом двусмысленное очарование сцены, мистика игры, преображения, достигаемые с помощью маски, исследуются барочным искусством с безжалостной проницательностью, свойственной только этому стилю.С.- эмблема комедийного мира Мольера.

Он - воплощение игрового принципа во всей полноте последнего. Здесь и мимикрия, и агон (спор), и алеа (случай), и иллинкс (головокружение). Будучи театральным персонажем «в квадрате» (что весьма характерно для барочной театральной эстетики), С. Противопоставлен житейски озабоченным персонажам, чьи проблемы более, чем реальны. Нет денег, нет прав, нет возможностей. Вторгаясь в мир трезвых расчетов и унылой безынициативности, комедийный слуга привносит в него энергию игры, взвинчивающей пространство, сгущающей и разреживающей время, волшебно меняющей облик вещей. Пожалуй, С. «шалит» не из озорства, а как бы проверяет на прочность все ценности этого мира. Отцовские чувства, сыновнюю нравственность, сословные принципы.

От чьего имени. От имени Театра, всевидящего и всезнающего, от имени Игры, ее бессмертной интуиции и дерзостного своеволия. Похоже, узнаваемость ситуации в пьесе, ее конфликта, даже всех этих шалопаев-сыновей, беспомощных девиц и упрямых стариков, «работает» здесь на создание образа мира рутинного и бесконечно воспроизводящегося, приводимого в движение некоей таинственной силой. Воплощением этой силы, соединяющей в себе могущество творческого духа и бесовский цинизм, является С.Первым исполнителем роли С. (театр Пале Рояль, 1671) был сам Мольер. В России «Проделки Скалена» были поставлены более сорока раз. Одним из знаменитых спектаклей была постановка Малого театра 1866 г. С С.В.Шум-ским в главной роли. Один из прославленных Скапенов XX века - Жан-Луи Барро, сыгравший в постановке Луи Жуве.Лит.

Бояджиев Г.Н. Великий реформатор комедии//Жан-Батист Мольер. Комедии. М., 1972. Ю.А.Гинзбург и С.И.Великовский. Комедиограф «великого века»//Мольер. Полное собрание сочинений в трех томах. Том первый. М., 1985. R.Bray. Moliere - homme de theatre. Paris, 1934. J.Evelina. Les valets et les servants dans le theatre de Moliere. Aix-en-Proven9e. 1958. M.Gutwirth. Moliere ou 1'in-vention comique. La metamorphose des themes, la creation des types. Paris, 1966.Л.Е.Баженова.

Значения в других словарях
Синяя Борода

СИНЯЯ БОРОДА (фр La Barbe-Bleue) - герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу-маньяка. К тому же его образ дается весьма обобщенно, мотивировка поступков практически отсутствует, и в результате перед читателем предстает некий фантом, окутанный тайной. Шевалье С.Б. Живет в красивом замке, принимает гостей, имеет репутацию радушного хозяина. Настораживает то, что он ..

Сирано Де Бержерак

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК (фр. Сугапо de Bergerac) - центральный персонаж героической комедии Э. Ростана «Сирано де Берже-рак». Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. «новой драмы», историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя. Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя с..

Скалозуб

СКАЛОЗУБ - центральный персонаж комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. Соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С., если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отмет..

Смердяков

СМЕРДЯКОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что С. Как персонаж «Братьев Карамазовых» появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным «Словечки», в поисках х..

Дополнительный поиск Скален Скален

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скален" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скален, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа