Тот

194

TOT - герой «представления в четырех действиях» Л.Н.Андреева «Тот, кто получает пощечины» (1916), клоун в цирке Брике. «Я буду у вас тем, кто получает пощечины . Это вполне соответствует свойствам моего таланта . Я буду называться Тот»,- восторженно заявляет странный господин с безобразным, но живым и смелым лицом, возникший, словно призрак, в один из вечеров на арене цирка. Он немолод, хотя говорит и двигается, «точно пьяный», безупречные манеры выдают в нем «человека из приличного общества». Своим появлением Т., сразу снискавший любовь галерки и вызвавший глухое раздражение партера, вносит в замкнутую цирковую среду ощущение тревоги. «На мне маска, и я играю. Я могу говорить все...» - маска клоуна становится для этого загадочного человека единственной возможностью отмщения и борьбы.

Скрываясь под ней, Т. Произносит «кощунственные» речи, точно возвращает полученные им пощечины настоящему адресату - сытой и равнодушной обывательской публике. Трагедия Т.- это социально обусловленная трагедия исключительной личности. Т.- бунтарь, он для Андреева выразитель близкой писателю в десятые годы идеи «утверждения жизни через трагедию». «В этой пьесе есть спор между язычеством Эллады и христианством, отравившем любовь, в этой пьесе-сказке повествуется о прекрасных богах, мучимых земным засильем, заблудившихся в лабиринтах мелких человечков и их тяжелых страстей»,- замечал автор. «Переодетый, старый бог» Т. Видит в юной наезднице Консуэлле ожившую богиню, воплощение античного идеала красоты, который он так долго искал и так страстно проповедовал в прошлом.

«Я люблю тебя, Консуэлла!» - как заклинание повторяет он и тут же, получив пощечину, напомнившую о его амплуа, переходит от страстных монологов к шутовскому кривлянию. Наконец, мучительная игра заканчивается. Поднося Консуэлле бокал с отравленным вином, он молит. «Пробудись, богиня». Последний протест Т.- самоубийство. Это его победа над бездуховностью, «святое» безумие и самозабвение.В образе Т. Современники улавливали черты личной писательской судьбы Леонида Андреева, ощущавшего дегуманизацию современного общества, где оскверняются любовь и талант.Роль Т. Исполняли И.Н.Певцов (Московский драматический театр, 1915), Р.Б. Аполлонами (Александрийский театр, 1915).Лит. Беззубое В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма.

Таллинн, 1984.Н.И.Коротко ва.

Значения в других словарях
Тони Ламкин

ТОНИ ЛАМКИН (англ. Tony Lumkin) - герой комедии О.Голдсмита «Ночь ошибок» (1773). Т.Л.- один из вариантов образа «дикого сквайра», столь популярного в английской литературе XVIII в. Невежественный юноша, избалованный своей маменькой, уверенной в том, что ее «сыну не придется зарабатывать на жизнь какими-то занятиями», ибо «свои полторы тысячи в год он сумеет истратить и без особых знаний», «смесь всяких проделок и озорства», как характеризует его отчим, Т.Д. Большую часть времени проводит в трак..

Тонио Крёгер

ТОНИО КРЁГЕР (нем.Топю Kreuger) - герой новеллы Т.Манна «Тонио Крегер» (1903). Писатель, названный метко и зло одним из персонажей «бюргером, забредшим в искусство», этот герой духовно связан с маленьким Ганно Буденброком. Чуткая к области художественного, поэтическая душа Т.К., не сладившая с сознанием сомнительности цыганской мятежное™, обрела воплощение в сумбурной писательской жизни с ее тоской о мире «веселых, белокурых и голубоглазых». Он не настоящий бюргер, он только хочет им быть, но то..

Треплев

ТРЕПЛЕВ - - герой комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). В образе Т. Чехов раскрывает мироощущение человека «рубежного» времени, ведущей идеей которого становится идея «духовного избранничества». Эта идея волнует воображение Т., определяет его характер чувствований, «окраску переживаний» (А.Бе-лый). Слова Т. О «жрецах святого искусства», «немногих избранных» можно счесть «оговоркой по Фрейду», выдающей жгучее желание Т. Стать одним из них. «У меня в мозгу точно гвоздь, будь он проклят вместе с моим ..

Тригорин

ТРИГОРИН - центральный персонаж комедии АЛ.Чехова «Чайка» (1896).Линия Т. В комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола «знаменитого писателя, любимца публики». Т. Ходит в «рваных ботинках и брюках в клетку». Любит удить рыбу и «радуется, что поймал двух голавлей». Старается не привлекать к себе внимания. Не разучился «конфузиться» от похвал. «вялый, рыхлый, всегда покорный», он лишен «характера». Волнуется и начинает сердиться, лишь говоря о своем писател..

Дополнительный поиск Тот Тот

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тот" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тот, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 3 символа