Феврония

264

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. На основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. И Ф. (1547) в сер.мм XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива - о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета.

Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих.Образ «мудрой девы» Ф. Восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. Воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия.Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу.

Образ же П. Играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф.Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. Одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. Врачует князя, выдвинув условие. Она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. За помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.Мудрость Ф. Проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф.

Говорит. «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. Сама же и разъясняет смысл сказанного. Уши дому - пес, а глаза - ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. Ставит в тупик и своего будущего мужа.После того как Ф. Становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изг- 313 нать Ф. Из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. Хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга.

П. Отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. И Ф. Преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти. Каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. Править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. И Ф. Правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями.Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П.

И Ф. Молят Бога. «Да во един час будет преставление ею». И завещают похоронить себя в одной гробнице.Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. Вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. Просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. Посылает к П. Сказать, что готова.Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев.

Люди, стремившиеся разлучить П. И Ф. При жизни, дважды разлучают их и после смерти. Тело П. Положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. Погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо. Тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.Образы П. И Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев - замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594).Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых).

«Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971).На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А.Римско-го-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 - либретто В.Бельского).Лит. Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258. Повесть о Петре и Февронии. Подг. Текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979. Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке//ТОДРЛ.

М. Л., 1949. Т.7. С.131-167.А.А.Пауткин.

Значения в других словарях
Фауст

ФАУСТ (нем. Faust)1.герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», напечатанной во Франкфурте-на-Майне Иоганном Шписом (1587). Ф. - историческое лицо, сведения об этой фигуре сохранились весьма многочисленные. Он жил в первую половину XVI века и, по одним сведениям, был действительно доктор, по другим - магистр. Об Иоганне Фаусте упоминает соратник Лютера, Ме-ланхтон. Есть воспоминания о пребывании его в Зальцбурге, а также свидетельства о его ученос..

Фаэтон

ФАЭТОН (лат. Phaethon. Греч. Фаебсоу - сияющий, светлый) - герой эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (первые гг. Н.э.), сын Гелиоса и Климены, жены царя Меропса. Надменный Эпаф, сын Ио и Юпитера, высказал сомнение в божественном происхождении Ф. Тот, обиженный, сообщил об этом Климене. Она клятвенно подтвердила отцовство Гелио-са, но этого сыну показалось недостаточно, и он отправился в чертоги отца, чтобы узнать правду непосредственно от него. Гелиос ласково встретил сына и дал страшную клятву ..

Федериго Дельи Альбериги

ФЕДЕРИГО дельи АЛЬБЕРИГИ - герой одной из новелл книги Д.Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) - 9-я новелла 5-го дня, известная также как «Новелла о соколе». Ф.А. Влюблен, но монна Джованна не отвечает ему взаимностью. Очень быстро Ф.А. Растрачивает почти все свое состояние на празднества и увеселения в честь Джованны и вынужден удалиться в оставшееся маленькое именьице. У него есть еще любимый сокол, с которым он охотится и хоть как-то может прокормиться. Скоро умирает муж монны Джованны, и она пер..

Фёдор Иоаннович

ФЁДОР ИОАННОВИЧ - герой трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1864-1868). Исторический прототип - Федор Иванович (1558-1598), последний русский царь из династии Рюриковичей, сын Ивана IV Грозного, с 1584 г. - русский царь.Ф.И. Толстого находится в центре ожесточенной борьбы за власть между «представителями старины» во главе с Иваном Петровичем Шуйским и Борисом Годуновым. Основным источником для Толстого стал десятый том «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Трактовка образа Ф..

Дополнительный поиск Феврония Феврония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феврония" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феврония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа