Фёдор Иоаннович

275

ФЁДОР ИОАННОВИЧ - герой трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1864-1868). Исторический прототип - Федор Иванович (1558-1598), последний русский царь из династии Рюриковичей, сын Ивана IV Грозного, с 1584 г. - русский царь.Ф.И. Толстого находится в центре ожесточенной борьбы за власть между «представителями старины» во главе с Иваном Петровичем Шуйским и Борисом Годуновым. Основным источником для Толстого стал десятый том «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Трактовка образа Ф.И., как и всей трагедии в целом, во многом совпадает с определением царствования Федора, данным Карамзиным. «Царствование жестокое часто готовит царствование слабое». Ф.И. - это расплата, кара Иоанну, подавившему страну жестокостью и кровавым произволом.

Герой Толстого с его «тихостью», добротой, стремлением «всех примирить, все сгладить» невольно становится источником многих бед. Говоря о своеобразии построения своей трагедии, Толстой выделяет главную особенность своего героя. «Борьба происходит не между главным героем и его оппонентами (Spiel und Gegenspiel), как во всех драмах, но между двумя вторыми героями. Главный же герой, на котором эта борьба вертится, как на своей оси, вовсе в ней не участвует. Он, напротив, всеми силами старается прекратить ее, но самым своим вмешательством решает ее трагический исход». Многие черты характера одного из замечательнейших образов русской исторической драматургии XIX века - не столько счастливый дар природы, сколько следствие неукротимой жестокости и произвола Иоанна.

«Набожность его, - писал автор, - происходит от природного расположения. Но она перешла в постничество вследствие раннего протеста против разврата и жестокости его отца». Образ Ф.И. Глубоко трагичен. Все его усилия добиться мира и согласия обречены на провал. Чистый, по-своему мудрый в отношениях со своими близкими, глубоко понимающий сердце человеческое, способный прощать даже врагов, он в конце концов сам осознает тщетность своих усилий. Для Ф.И. Ничего не остается в жизни, хотя сама жизнь продолжается. Трагическая обреченность звучит в финальном признании потерявшего своего брата царя. «Бездетными мы с тобой, Арина, стали!//Моей виной лишились брата мы!»Ф.И. - не только кара Иоанну, но и его жертва. Объясняя в письме к кн.

Витгенштейну идейный замысел трагедии, Толстой писал. «Я себе представляю Иоанна как гору, которая подавляет страну сын его Федор представляется мне как какой-то овраг, в который все проваливается. Вот тема. Деятельное и страдательное начала - в их крайних пределах». Неспособность Ф.И. Добиться успеха в управлении государством, его оказывающаяся пагубной нерешительность объясняются не только слабостью доброго царя. Ф.И. Боится потерять веру в добро, осознавая невозможность сохранить чистоту души, вступив на путь борьбы. Толстой подводит к мысли о том, что именно благость Ф.И. Делает его виновником смерти Шуйского и Димитрия. В последней картине, в сцене перед Архангельским собором, обращаясь к княжне Мстиславской, он скажет о своем стремлении уйти от жестокого, страшного мира, где добро и правда бессильны.

«Уйди от мира!//В нем правды нет. Я от него и сам бы//Хотел уйти - мне страшно в нем».Таков результат усилий «всех примирить, все сгладить». И в этом суть трагедии Ф.И. - царя и человека.Первая постановка пьесы состоялась 12 октября 1898 г. В Петербурге в театре Литературно-художественного общества. Роль царя Федора играл П.К.Орленев. Наиболее выдающимися исполнителями этой роли были И.М.Москвин (14 октября 1898 г. - открытие Художественного театра), Н.П.Хмелев (МХАТ, 1935), И.М.Смоктуновский (Малый театр, 1973).И.Б.Ростоцкий.

Значения в других словарях
Феврония

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. На основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. И Ф. (1547) в сер.мм XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит б..

Федериго Дельи Альбериги

ФЕДЕРИГО дельи АЛЬБЕРИГИ - герой одной из новелл книги Д.Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) - 9-я новелла 5-го дня, известная также как «Новелла о соколе». Ф.А. Влюблен, но монна Джованна не отвечает ему взаимностью. Очень быстро Ф.А. Растрачивает почти все свое состояние на празднества и увеселения в честь Джованны и вынужден удалиться в оставшееся маленькое именьице. У него есть еще любимый сокол, с которым он охотится и хоть как-то может прокормиться. Скоро умирает муж монны Джованны, и она пер..

Фёдор Кузькин

ФЁДОР КУЗЬКИН - герой повести Б.А.Мо-жаева «Живой» (цензурное название «Из жизни Федора Кузькина», 1964-1965) и пьесы «Живой» (1968, не опубл.).Ф.К. По прозвищу Живой - продолжение череды русских неунывающих правдолюбцев - от фольклорного Иванушки-дурака до Василия Теркина. Беды его начались еще до войны, когда его за отказ от председательской должности и строптивый нрав сажали в тюрьму. А сейчас, в 1956 году, он инвалид Отечественной, уже немолодой, которому нелегко живется в родном колхозе. Па..

Фёдор Павлович

ФЁДОР ПАВЛОВИЧ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень «кара», что на тюркско-татарских языках означает «черный» (по мнению исследователей, Достоевский познакомился с тюркско-татарскими словами в Сибири). В черновиках этот герой не имеет еще имени, которое появилось лишь в окончательной редакции, а называется просто помещик..

Дополнительный поиск Фёдор Иоаннович Фёдор Иоаннович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фёдор Иоаннович" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фёдор Иоаннович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 15 символа