Цезарь
ЦЕЗАРЬ (лат. Caesar, англ. Caesar)1.герой 451 эпоса М.Аннея Лукана «О гражданской войне, либо Фарсалия». При жизни император Нерон запретил Лукану публичное чтение и издание эпоса. Последний не мог быть опубликован ранее гибели Нерона (68 г. Н.э.). Исторический прототип. Гай Юлий Цезарь (100 - 44 до н.э.), с 49 г. - римский правитель. Убит заговорщиками. Личность Цезаря - одного из ведущих лиц интереснейшего периода римской истории, знаменитого политика, полководца и писателя - вполне естественно привлекала внимание как историков, так и поэтов уже в античную эпоху. Свидетельством такого внимания являются прекрасные биографии, созданные Плутархом и Светонием. Эпос Лукана выделяется из этого ряда тем, что автор ставит перед собой не столько исторические, сколько именно художественные задачи (при всей условности такого разделения), и Ц.
У него - не предмет изучения, но литературный образ, носящий на себе яркую печать авторских пристрастий. Несмотря на то, что Лукан выказывает желание отнестись к героям беспристрастно, уже в самом начале повествования его ненависть к Ц. Проявляется вполне отчетливо. (Ж.-Ф.Лагарп считает это противоречие слабостью образа, не искупаемой республиканскими чувствами автора. Эта оценка не представляется достаточно обоснованной.) Когда Ц. Приблизился к Рубикону, ему предстал печальный образ отечества, умоляющего не переходить этой последней границы. Ц. После недолгих колебаний приступает к переправе и, почти не встречая сопротивления, идет по Италии. «Ц., яростно ждущий сражения, радуется своим путям, если он не залил их кровью, и не стал бы идти, не встретив врага, в геспе-рийские пределы...» Даже милосердие Ц., беспрецедентное в ту эпоху (хотя нет сомнений, что оно было выбрано по соображениям целесообразности), Лукан изображает с отвращением.
«Ц. Знает, что он стремится к наказанию и страшится прощения. «Хочешь не хочешь - живи. - по милости нашей сказал он. - Смотри на солнечный свет. Но если хочешь, снова испытай оружие - и если ты сам меня победишь, ты мне ничем не обязан»«. К свирепости и кровожадности, еще более циничным, когда он прощает защитников закона - своих врагов, добавляется нечестие. При осаде Массилии, где вокруг не было ни одного дерева для осадных работ, кроме священной рощи, Ц. Сам подает пример и, выхватив у оробевшего воина топор, начинает ее рубить. «Пусть весь грех падет на меня!» (Ц. Изображен в этой сцене, как известный нечестивец Эрисихтон, погубивший дуб Деметры и наказанный за это вечным голодом (Каллимах и Овидий)). В своей ярости он готов отказаться от того, без чего древние вообще не мыслили финала своей жизни.
Застигнутый бурей в Адриатическом море, Ц. Говорит. «Пусть у меня не будет погребального костра, лишь бы только меня всегда боялись и ожидали в любой части земли». Венцом этой циничной жестокости является Фарсальская битва. После решительной победы Ц., приказав щадить рядовых (перед сражением. «кто убежит, пусть будет гражданином»), направляет удары своих воинов против Сената и запрещает погребать трупы врагов. Безусловно, мрачная жестокость Ц. (которому Лукан не может отказать в доблести) неотделима от стилистики нероновой эпохи (многие подобные мотивы встречаются и в творчестве Сенеки, дяди Лукана). Тем не менее было бы неоправданным преувеличением усматривать (как это часто бывает) в образе Ц. Тираноборческий и республиканский пафос.Лит.
Буассье Г. Оппозиция при Цезарях//Собр. Соч. СПб., 1993. Т. 2. Петровский Ф.А. Марк Анней Лукан и его поэма о гражданской войне//Лукан М. Фарсалия. М., 1951.А.И.Любжин.
Дополнительный поиск Цезарь
На нашем сайте Вы найдете значение "Цезарь" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цезарь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 6 символа