Каннера синдром
IКа́ннера синдро́м (L. Kanner, австрийский психиатр, родился в 1894 г. Синоним ранний детский аутизм)психопатологический симптомокомплекс, характеризующийся аутизмом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к реальности), а также отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, необычайной привязанностью к привычной обстановке. В наиболее полной форме проявляется у детей в возрасте 3—6 лет. В возникновении К. С. Большое значение имеют наследственно-конституциональные факторы, а также антенатальные вредности. Ведущие к ранней резидуальной церебральной недостаточности (минимальной мозговой дисфункции). Играют роль и психогенные факторы, которые нередко трактуются с психоаналитических или психодинамических позиций (например, дефицит материнской ласки, внимания родителей).
Во многих случаях К. С. Обнаруживается несомненная связь с шизофренией (Шизофрения). При этом К. С. Может проявляться в доманифестном периоде в качестве преморбидных особенностей, в активном периоде шизофрении как инициальные и манифестные проявления процесса, а также в периоде ремиссии или исхода заболевания, как выражение дефекта личности. Патогенетической основой К. С. Является психический дизонтогенез, т.е. Нарушение психического развития в результате патологии созревания структур и становления функций головного мозга. При этом различают формы задержанного и неравномерного (искаженного) психического развития. Аутизм при К. С. Проявляется также неспособностью детей разграничивать одушевленные и неодушевленные предметы.
Они не проявляют привязанности к близким, даже к матери, но в то же время отмечается их крайняя несамостоятельность и беспомощность. Наряду с безразличием к окружающему характерна повышенная чувствительность к любому изменению привычной обстановки в виде страха, навязчивостей, двигательного беспокойства, агрессивности, невротических реакций (кусание ногтей, сосание пальцев и др.). Речевые расстройства проявляются регрессом речи, выраженным в различной степени. Характерны обеднение словарного запаса, упрощение и разорванность отдельных фраз, а также эхолалии, вербигерации и персеверации (см. Кататонический синдром), неправильное употребление личных местоимений. В наиболее тяжелых случаях отмечаются эгоцентрическая, или аутистическая, речь (ребенок говорит сам с собой), лепет, бессвязность речи, мутизм (отказ от речи).
Двигательные расстройства проявляются заторможенностью или вычурным двигательным беспокойством, свойственным детям более раннего и даже грудного возраста (своеобразное верчение или потряхивание кистями, взмахивание руками, ходьба на цыпочках, бег по кругу или взад и вперед и др.). Характерны стереотипные движения, ритуалы (см. Навязчивые состояния) и импульсивные действия, достигающие степени одержимости. Несмотря на это, поведение детей в целом представляется крайне однообразным и монотонным. При К. С. Могут отмечаться изменения интеллекта в виде неравномерности и дисгармоничности развития его отдельных признаков. Наряду с задержкой одних может наблюдаться опережающее развитие других. Часто при достаточно высоком уровне интеллекта отчетливо проявляется отставание в двигательной сфере (двигательная неловкость, угловатость).
Лечение проводят как в психиатрическом стационаре, так и амбулаторно. Применяют различные виды симптоматической терапии. Большое распространение получили психофармакологические средства, в частности ноотропные средства. Преимущественное значение в терапии имеют различные методы психологической коррекции. Индивидуальная и групповая психотерапия, лечебно-педагогические мероприятия и различные занятия (логопедические, музыкально-ритмические, игровые, лечебно-трудовые и др.). Такими же способами осуществляется социальная реабилитация больных, которую можно проводить в психиатрическом стационаре, в условиях полустационара, а также в психоневрологическом диспансере и на дому. В ряде случаев может возникнуть необходимость в помещении ребенка в интернат для умственно отсталых и психически больных.
Библиогр. Вроно М.Ш. О раннем детском аутизме (синдром Каннера). Педиатрия, №7, с. 78, 1976. Каган В.Е. Аутизм у детей, Л., 1981. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста, с. 33. М.,1979.IIКа́ннера синдро́м (L. Kanner, р. 1894 г., австрийский психиатр)см. Аутизм детский..
Дополнительный поиск Каннера синдром
На нашем сайте Вы найдете значение "Каннера синдром" в словаре Медицинская эциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каннера синдром, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа