Адыгейская музыка

124

Нар. Муз. Культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Как правило, песни имеют хор. Сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является форма оред (йоред) - мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Тематика этих песен разнообразна. Сказания нартовского эпоса (нарты - нар. Герои у адыгейцев), героич. Военные, походные, охотничьи и др. Особую группу составляют песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев - игыбыз.Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. По тематике они разделяются на бытовые, любовные, юмористич., сатирич.

И др. Кроме песен, сплошь идущих с инстр. Сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вок. (хор.) и инстр. Эпизодов. У адыгейцев 2 основных типа нар. Танца. Удж - парный. Зафак, загатлят, исламей - групповые, бытующие во многих вариантах.Среди адыг. Нар. Инструментов. Пхачич (ударный), камыль (дух. Инструмент типа продольной флейты), шичепшин (двуструнный смычковый инструмент) и др. С сер. 19 в.получила распространение гармонь.А. М. В основе диатонична, встречаются ионийский, миксолидийский и фригийский лады. Ей свойственно большое ритмич. Разнообразие (при этом нечётный метроритм встречается редко). Часто применяются триоли, синкопы. Для нар. Песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоят.

Мелодич. Рисунок. Рус. Композиторы, посещавшие Кавказ (А. А. Алябьев, М. А. Балакирев и др.), использовали адыг. Нар. Музыку в своём творчестве. Активное изучение адыг. Фольклора было начато после Октябрьской революции. Большую работу в этом отношении провели М. Ф. Гнесин, А. Ф. Гребнев, Г. М. Концевич, В. Л. Мессман, H. H. Миронов и др. Проф. Муз. Творчество адыгейцев развивается гл. Обр. В обл. Песенного жанра. Среди адыг. Композиторов - М. Бесиджев, Г. Самогова, У. Тхабисимов, К. Туко и др. Певицы - засл. Арт. РСФСР Г. Самогова, З. Чичева, Р. Шеожева, певец К. Хейшо.В Адыг. АО работает Ансамбль нар. Песни и танца.Литература. Гнесин М. P., Черкесские песни, "Народное творчество", 1937, No 12. Гребнев А. Ф. (сост.), Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни, М.-Л., 1941. Столяров, Произведения русских композиторов на кабардинские темы, "Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института", т.

2, Нальчик, 1947. Шейблер Т. К., Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской власти, там же, т. 4, 1948..

Значения в других словарях
Адмони И. Г.

(Адмони-Красный) Иоганн Григорьевич (p. 4(17) VII 1906, Дессау, Германия) - сов. Композитор. Учился на ф-те обществ. Наук Ленингр. Ун-та (1922-26) и в Ленингр. Консерватории (1927-30, класс композиции М. О. Штейнберга). Основное место в творчестве А. Занимает камерная вок. Музыка (более 100 произв.). Им написаны камерная кантата "Живее всех живых" (о В. И. Ленине, для 2 голосов и фп. На стихи сов. Поэтов, 1960), "Вокальная поэма в 13 песнях" на стихи Г. Гейне (1958), "Баллады" на стихи совр. Исл..

Адорно Т.

(Adorno) Теодор (фам. Отца Визенгрунд, Wiesengrand. А. - фам. Матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. Философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском ун-те. В 1928-31 ред. Венского муз. Журн. "Anbruch", в 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. Изгнанный из ун-та нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджел..

Аедоницкий П. К.

Павел Кузьмич (р. 19 VIII 1922, с. Троицкое Ворошиловградской обл.) - сов. Композитор. В 1941 окончил историко-теоретич. Отд. Муз. Уч-ща в Горьком, в 1948 - муз. Уч-ще при Моск. Консерватории по классу композиции А. Н. Александрова. В 1948-51 занимался в Муз.-педагогич. Ин-те им. Гнесиных у М. P. Гнесина. Одновременно (1947-50) был зав. Муз. Частью драм. Т-ра в Горьком. Автор муз. Комедии для детей "Репка" (пост. 1953, Воронеж), музыки к драм. Спектаклям (более 40) и кинофильмам, а также для рад..

Ажарагс

(латыш. Azarags, букв. - козий рог), букарагс - латыш. Духовой мундштучный инструмент. Изготовляется из козьего рога, имеет 3-6 игровых отверстий. Звукоряд диатонический. Звук А. Сильный, резкий. На А. Исполняли разл. Наигрыши, танц. Мелодии. Пастухи использовали его как сигнальный инструмент. По существовавшему обычаю, молодые парни, собиравшиеся жениться, по вечерам исполняли на А. Грустные мелодии. Инструменты аналогичного устройства и назначения бытуют в Эстонии (сарв) и Литве (ожрагис). В 1..

Дополнительный поиск Адыгейская музыка Адыгейская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Адыгейская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адыгейская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 17 символа