Албанская музыка

126

Муз. Культура Албании, истоки к-рой уходят в глубокую древность, характеризуется большим разнообразием местных муз. Стилей. Нар. Песня и инстр. Музыка сев. Областей страны заметно отличаются от музыки центр. И юж. Р-нов. Наряду с мелодиями ярко выраженного диатонич. Склада, чётного размера в сев. Части Албании встречаются песни с присущими вост. Музыке ходами на интервал увелич. Секунды и сложными метрич. Образованиями с самыми различными группировками. На юге бытуют напевы, основанные на пентатонике. На нар. Муз. Иск-во Албании оказали воздействие культуры соседних балканских народов, славян и итальянцев. Ощутимо также турецкое влияние как результат османского ига. Однако А. М. Сохранила свою самобытность (гл. Обр. В обрядовых песнях и танцах жителей горных р-нов).

Алб. Нар. Песенная и танц. Музыка отличается большим ритмич. Разнообразием. Наиболее распространённые размеры - нечётные. 5/8, 7/8, 11/8 и др. С разл. Внутр. Группировкой. Встречаются и смешанные размеры. Такая ритмич. Неравномерность основывается на закономерностях, имеющих прочные традиции.Нар. Песни часто исполняются на 3 голоса. Верхние два ведут мелодию, а подголосок, нижний (бас), тянет выдержанный тонич. Звук. Жанры песен разнообразны. Эпические, патриотические, обрядовые, плясовые, лирические и др. Строгие, задумчивые эпич. Песни (поются гл. Обр. В сев. Р-нах) исполняются соло в сопр. Струн. Инструментов. В них рассказывается о подвигах алб. Воинов в битвах давних времён, о нац. Герое Скандербеге и борьбе алб. Народа с османским игом. Патриотич.

Песни слагались в борьбе за нац. Независимость в годы 1-й и 2-й мировых войн, в т. Ч. Партизанские, антифашистские. Обрядовые песни связаны с древними обычаями, со старинными верованиями, среди них - песни-причитания по умершим и погибшим в борьбе за родину. Бравурные плясовые напевы сопровождают и совр. Нар. Празднества. Лирич. Песни отличаются изяществом мелодич. Рисунка и прихотливостью ритма. Нар. Песни и пляски исполняются в сопровождении инструментов - струнных (чифтели и ляхута), духовых (гайда - род волынки. Зумарэ, фюэлы) и большого барабана (тулумбас). Скрипка, кларнет, бубен употребляются как сольные инструменты и в небольших ансамблях.До 1940-х гг.Албания не имела проф. Муз. Культуры. Развитию её нац. Муз. Иск-ва препятствовали османское иго (1479-1912), позже антинар.

Деятельность правительства Зогу и итало-нем. Фаш. Оккупация. Только после освобождения Албании и установления нар.-демократич. Строя (1944) начинается интенсивный рост нац. Иск-ва и проф. Муз. Культуры. Развивается художеств. Самодеятельность. При Домах культуры заводов и фабрик, при уч. Заведениях создаются муз. Коллективы и ансамбли. Проводятся разнообразные фестивали, способствующие развитию нар. Творчества. В городах открываются муз. Школы, в Тиране - художеств. Лицей им. Й. Мисья (1947) с муз. Отделением по классам фп., скрипки, виолончели, нар. Инструментов и пения. С конца 1940-х гг.алб. Молодёжь стали направлять учиться в консерватории Сов. Союза и др. Социалистич. Стран (Алб. Гос. Консерватория открылась в Тиране в 1962). В 1950 в Тиране создана Гос.

Филармония, объединившая проф.-исполнит. Коллективы. Симф. И дух. Военный оркестры, танц. Группу, а также солистов-певцов.Филармония осуществила постановки произв. Рус. Композиторов ("Русалка", 1953. "Иван Сусанин", 1955. Балет "Бахчисарайский фонтан", 1953). В 1944 организован хор Народной Армии (ныне - Художественный ансамбль Народной Армий) под рук. Г. Аврази, в 1960 - Гос. Ансамбль нар. Песни и пляски под рук. Ч. Задеи (среди солистов - исполнительницы нар. Песен Л. Милёти, Ф. Реджи и др.).В 1956 в Тиране открылся Гос. Театр оперы и балета (с балетной школой), поставивший ряд классических опер, оперетт и балетов, в т. Ч. Советских - "Лола" С. Н. Василенко и "Шурале" Ф. З. Яруллина.Алб. Исполнители принимали участие в междунар. Муз. Конкурсах и фестивалях демократич.

Молодёжи и студентов в Берлине (1951), Москве (1957), Хельсинки (1962) и др. (среди участников отмечены премиями А. Муля, И. Тукичи, Дж. Атанас, Г. Чако, Т. Никола и др.). На 1-м Балканском фестивале нар. Песни в Софии (1965) и в Дижоне (Франция, 1971) алб. Фольклорная группа получила первые премии.Проф. Муз. Иск-во Албании развивается на основе нар. Муз. Традиций. Большое место в творчестве албанских композиторов занимают песни (главным образом обработки народных мелодий). Наиболее популярны песни композиторов П. Гаци, Т. Дайи, К. Учи, Б. Конголи и др.До 1950-х гг.в Албании не было нац. Музыки крупных форм. Совр. Алб. Композиторы работают в разных жанрах. К известным произв. Проф. Алб. Музыки относятся. Оперы "Мрика" П. Яковы (посвящена алб. Молодёжи.

Пост. В 1954 художеств. Коллективом Дома культуры и нар. Творчества г. Шкодер, в 1959 - Тиранским т-ром), "Весна" Т. Дайи (1960, Тирана) - о борьбе алб. Народа с фашистскими оккупантами, "Цветок памяти" К. Коно (1961, г. Корча), посв. Борьбе алб. Патриотов за независимость, "Героиня" В. Новы (1967, Тирана) - о девушке-подпольщице, "Скандербег" П. Яковы (1968, Тирана), "Девушка с гор" Н. Зорачи (1970, Тирана) - о столкновении классовых сил в горной деревне в первые годы после освобождения. Балеты "Халиль и Хайрия" Дайи (1963), "Делина" Задеи (1964) - о сопротивлении алб. Народа османскому игу, "Партизан" К. Ляры (1967, Тирана), балет для детей "Бесстрашный орлёнок" Задеи (1971, Тирана) - о помощи детей пограничникам, "Дети рыбака" Дайи (1972, Тирана) - о борьбе с фаш.

Оккупантами. Оперетты "Заря" Коно (1954) - о новой жизни в Албании, "Лейла" Дайи, (1957, Шкодер). Посв. Алб. Девушке, восставшей против старых обычаев, патриотич. Оратория К. Трако (1961), марш-кантата Аврази. Увертюра на нар. Алб. Темы Д. Леки (1954), 1-я симфония Задеи (первая алб. Нац., 1956), вок.-симф. Поэма "Герои Боровы" Коно, "Детская сюита" для симф. Оркестра Дайи (1956). Струнный квартет Дайи (1956), "Рондо" для струн. Квартета Н. Зорачи (1960), "Албанская сюита" для флейты и фп. Зорачи (1960), "Три симфонические картинки" Задеи (1965), вок.-инстр. Сюита Т. Харапи (1965). Концерты - для фп. С оркестром Т. Харапи и Задеи (оба - 1969), для скрипки с оркестром Зорачи (1969) и др.Большую помощь в становлении проф. Муз. Культуры оказали сов.

Специалисты.Ведущие артисты тиранского т-ра оперы и балета получили спец. Образование в СССР и др. Социалистич. Странах, среди них певцы. Засл. Арт. НРА А. Муля, И. Тукичи, М. Джемали, Л. Качай, а также Дж. Атанас, Г. Чако. Певицы. Р. Йорганджи, Г. Хеба, И. Веля. Артисты балета. Засл. Арт. НРА А. Алиай, З. Хаджо, Г. Вендреша, а также балетмейстер П. Каначи, дирижёр М. Вако. Среди старейших деятелей муз. Т-ра - дирижёр М. Крантья, режиссёры М. Цико и Й. Труя. Нар. Артистки НРА певицы Т. Ташко (звание присуждено посмертно) и М. Края, засл. Арт. НРА G. Костури и певец К. Антониу.Литература. Коно К., Музыкальная жизнь Народной Албании, "СМ", 1952, No 5. Лека Д., Мир - это творчество, там же.Р. Д. Кочи, В. Н. Конопацкая.

Значения в других словарях
Аладов Н. И.

Николай Ильич (р. 9 (21) XII 1890, Петербург) - советский композитор, педагог, общественный деятель. Нар. Арт. СССР (1971). Член КПСС с 1944. В 1910 экстерном окончил курс композиции Петерб. Консерватории. С 1923 живёт в Минске. Один из организаторов Белорус. Муз. Техникума (1924) и Белорус. Консерватории (1932, в 1944-48 директор), в к-рых ведёт педагогич. Работу (с 1946 профессор). В 1941-44 преподавал в Моск. И Саратовской консерваториях. В 1948-49 пред. Правления Союза композиторов БССР. Авт..

Алар Ж. Д.

(Alard) Жан Дельфен (8 III 1815, Байонна - 22 II 1888, Париж) - франц. Скрипач, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу Ф. Хабенека (скрипка). В 1843-75 профессор Парижской консерватории (среди его учеников П. Сарасате), с 1858 солист придв. Капеллы. Автор скрипичных произв. (концертов, фантазий, дуэтов, этюдов), "Школы для скрипки" ("Йcole de violon", пер. На мн. Языки, в т. Ч. На рус). Издал антологию скрипичной музыки 18-19 вв. - "Классические мастера скрипки" ("Les ma..

Алдулеску Р.

(Aldulescu) Раду (p. 17 IX 1922, коммуна Питяска-Пасэря) - рум. Виолончелист. Засл. Деят. Иск-в СРР (1951). В 1943 окончил Бухарестскую консерваторию по классу виолончели Д. Г. Динику. С этого же года концертмейстер оркестра Рум. Оперного т-ра. С 1950 солист оркестра Бухарестской филармонии. Вместе с В. И Ш. Георгиу А. Был участником камерного трио "Бухарест" (осн. В 1950). Исполнение А. Отличают особая выразительность фразировки, лирич. Наполненность и красота звука. В его обширном репертуаре п..

Алеаторика

(от лат. Alеa - игральная кость. Случайность) - течение в совр. Музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства. Элемент случайности вносится в музыку разл. Методами. Так, муз. Композиция может строиться с помощью "жребия" - на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей (отсюда название) и т.п. В результате возникает некая "стабильная" запись, предлагаемая испо..

Дополнительный поиск Албанская музыка Албанская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Албанская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Албанская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 16 символа