Александров А. Н.

100

Анатолий Николаевич (p. 13 (25) V 1888, Москва) - советский композитор, пианист, педагог. Нар. Арт. СССР (1971). Доктор искусствоведения (1941). Занимался по теории музыки у Н. С. Жиляева и С. И. Танеева (1907-10), в 1916 окончил Моск. Консерваторию по классам фп. (К. Н. Игумнов) и композиции (С. Н. Василенко). С 1923 преподаватель, с 1926 профессор Моск. Консерватории. Среди его учеников. В. В. Бунин, Г. Е. Егиазарян, К. В. Молчанов, М. Музафаров, Ю. М. Слонов, E. H. Тиличеева, Н. К. Чемберджи и др.А. Особенно ярко проявил себя в вок. И инстр. Камерных жанрах. Его творчество характеризуется сочетанием тонкого просветлённого лиризма и романтич. Взволнованности, изяществом формы. Романсы А. По масштабам и интенсивности мелодич. Развития, разработанности фп. Партии в ряде случаев приближаются к вок.

Поэмам ("Из Александрийских песен", вок. Сюиты "Три кубка", "Человеку в пути", цикл "Верность"). Вместе с тем романсам А. Присуща отточенность деталей, тонкость претворения классич. И совр. Поэзии. К лучшим произв. А. Относятся романсы на стихи A. C. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева. В камерно-инстр. Сочинениях заметно стремление к симфонизации муз. Материала. Видное место в творчестве композитора занимают обработки песен различных народов (для гол. С фп., для фп. Соло), повлиявшие и на тематизм ряда сочинений композитора. Автор статей, воспоминаний о С. И. Танееве, С. В. Рахманинове.Сочинения. Оперы - Два мира (по А. Майкову, соч. 1916), Бэла (по М. Ю. Лермонтову, ор. 51, 1-я ред. 1941, 2-я ред. 1945. Пост. 1946, филиал Большого т-ра, Москва), Дикая Бара (ор.

82, 1957, Ансамбль сов. Оперы ВТО, Москва). Для орк. - симфония C-dur (op. 91, 1965), Романтическая сюита (ор. 16, 1-я ред. 1920, 2-я ред. 1932), Классическая сюита (ор. 32, 1926, 2-я ред. 1930), Забавная сюита (ор. 44, 1938, 2-я ред. 1956), 2 сюиты из оперы Бэла (ор. 51-а и 51-6, 1949, 1971), Театрально-танцевальная сюита (ор. 74, 1951), Русские народные мелодии (1971). Камерно-инстр. Ансамбли - струн. Квартеты (G-dur, op. 7, 1914. Cis-moll, op. 54. A-dur, op. 55, 1942. C-dur, op. 80, 1953), Патетическое анданте для влч. И фп. (ор. 17, 1915, 2-я ред. 1921), Горские мотивы для скр. И фп. (ор. 51, 1942), Дифирамб для контрабаса и фп. (ор. 84, 1959). Для фп. В 2 руки - 14 сонат- fis-moll (op. 4, 1914, соната-сказка), d-moll (op. 12, 1918), fis-moll (op. 18, 1920), C-dur (op.

19, 1922, 2-я ред. 1954), gis-moll (op. 22, 1923, 2-я ред. 1938), G-dur (op. 26, 1925), D-dur (op. 42, 1932), B-dur (op. 50, 1944), c-moll (op. 61, 1945), F-dur (op. 72, 1951), C-dur (op. 81, 1955, соната-фантазия), h-moll (op. 87, 1962), fis-moll (op. 90, соната-сказка, 1964), Е-dur (op. 97, 1971). 6 прелюдий (op. 1, 1907-10), 3 фуги (op. 100, 1971), Былая одержимость (ор. 6, 1917), Поэма f-moll, op. 9, 1915), 4 прелюдии (op. 10, 1913-16), Сюита-фантазия на мотивы из оперы "Бэла" (ор. 51-в, 1954), Отзвуки театра (ор. 60, 1945), Маленькая сюита (ор. 78, 1952), Романтические эпизоды (ор. 88, 1962), Страницы из дневника (ор. 93, 1967) и др. Камерные вок. Произв. - Из "Александрийских песен" (ор. 8, 20, 25, 34, сл. М. Кузмина, 1915, 1922, 1924, 1925, 1927-29), Отблески времени (ор.

28, сл. В. А. Соловьёва, Хафиза в пер. А. А. Фета, Е. А. Баратынского, Т. Броука в пер. Усова, А. С. Пушкина, 1912, 1920, 1921, 1924, 1925-29), Золотые ветви (ор. 35, сл. А. П. Глобы, 1928-29), Романсы на стихи А. С. Пушкина (ор. 45, 1936 и 68, 1949, Гос. Пр. СССР 1951), Три кубка (ор. 53, сл. Н. С. Тихонова, 1942), Двенадцать стихотворений советских поэтов (ор. 63, сл. С. П. Щипачёва, Н. С. Берендгофа, В. К. Звягинцевой, С. Я. Маршака, А. Лахути в пер. Пеньковского, A. C. Исаакяна, А. Ф. Ерикеева в пер. Звягинцевой и Земной, 1947), За родину (ор. 64, сл. М. Л. Матусовского, М. А. Исаковского, Н. С. Тихонова, 1947), Верность (ор. 71, сл. С. Л. Северцева, 1950, Гос. Пр. СССР 1951). Обр. Песен разных народов, детские песни для голоса или хора с фп. Музыка к драм. Спектаклям - "Ариана и Синяя борода" Метерлинка (1919, Гос.

Показательный т-р, Москва), "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легуве (1919, Камерный т-р, Москва), "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера (1925, Малый т-р, Москва), "Собор Парижской богоматери", инсценировка H. A. Крашенинникова по В. Гюго (1926, там же, Москва), "Дон Карлос" Шиллера (1933, там же, Москва). Музыка к фильмам - "Тринадцать" (1936), "Ленин в Октябре" (1937), "Северная повесть" (1960).Литература. Беляев В., Анатолий Николаевич Александров, М., 1927. Крейтнер Г., Творчество Анатолия Александрова, "СМ", 1938, No 7. Фейнберг С., К 70-летию Анатолия Александрова, "СМ", 1958, No 5. Молчанов К., О моём учителе, там же. Степанов О., Память сердца, "СМ", 1961, No 8. Его же, Вдохновенное мастерство, там же, 1967, No 7. Мазель Л., Из встреч с замечательным художником, "СМ", 1963, No 5.

Васина-Гроссман В., Мастера советского романса, М., 1968.В. А. Васина-Гроссман.

Значения в других словарях
Алеаторика

(от лат. Alеa - игральная кость. Случайность) - течение в совр. Музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства. Элемент случайности вносится в музыку разл. Методами. Так, муз. Композиция может строиться с помощью "жребия" - на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей (отсюда название) и т.п. В результате возникает некая "стабильная" запись, предлагаемая испо..

Александров А. В.

Александр Васильевич (1 (13) IV 1883, с. Плахино, ныне Захаровского р-на Рязанской обл. - 8 VII 1946, Берлин) - советский композитор, педагог и дирижёр. Нар. Арт. СССР (1937). Доктор искусствоведения (1940). Генерал-майор (1943). Чл. КПСС с 1939. Занимался музыкой в регентских классах Придв. Певч. Капеллы (Петербург). В 1900 поступил в Петерб. Консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова и А. К. Лядова), но по болезни прервал занятия. С 1909 учился в Моск. Консерватории по классу композиции С..

Александров Б. А.

Борис Александрович (р. 22 VII (4 VIII) 1905, Бологое) - советский композитор и дирижёр. Нар. Арт. СССР (1958). Полковник. Чл. КПСС с 1943. Сын композитора А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. В 1923-29 муз. Руководитель разл. Моск. Клубов, в 1930-37 зав. Муз. Частью Т-ра Советской Армии, в 1933-41 преподаватель, затем доцент Моск. Консерватории. В 1942-47 худож. Руководитель Ансамбля сов. Песни Всесоюзного радио. С 1937 (с перерывами) деятель..

Александров Н. И.

Николай Иванович (11 (23) XII 1818 - 24 XII 1884 (5 I 1885), Петербург) - рус. Гитарист и композитор. По окончании Царскосельского лицея служил в гвардейском полку. Игре на гитаре учился у А. О. Сихры, высоко ценившего виртуозное дарование А. И посвятившего ему ряд произв. (рус. Песня с вариациями "Среди долины ровныя" идр.). Теорией музыки занимался у композитора Н. А. Тивольского (впоследствии редактора сочинений A., изданных у М. Бернарда). Среди произв. А. Для гитары выделяются педагогич. Со..

Дополнительный поиск Александров А. Н. Александров А. Н.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Александров А. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Александров А. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 17 символа