Анджолини Г.
(Angiolini) Доменико Мария Гаспаро (псевд. - Анджело Гаспарини, Gasparini) (9 II 1731, Флоренция - 5 II 1803, Милан) - итал. Артист балета, либреттист, балетмейстер и композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 в Турине начал ставить балеты. С 1758 работал в Вене, где учился у австр. Хореографа Ф. Хильфердинга. Один из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов А., опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразительной пантомиме перед бессодержательным "фигурным танцем". А. Разделял балетные жанры на четыре группы. Гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Важнейшее место балетмейстер отводил музыке, считая, что она "являет собою поэзию балетов-пантомим".
В 1761 пост. В Вене балет "Дон Жуан" Глюка на либр. Р. Кальцабиджи. А. Создал новое для муз. Т-ра зрелище. Отойдя от традиц. Сюжетов мифологии и древней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её "испанской трагикомедией". А. Показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагическую развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод. В 1762 сотрудничал с К. В. Глюком в пост. Оперы "Орфей и Эвридика" и пантомимного балета "Осада Цитеры". В 1763-64 состоялись премьеры героич. Балетов "Клеопатра", "Фетида и Пелей", "Ифигения" и комич. Балета "Приключения в серале" Скарлатти. В балете Глюка "Семирамида" (1765) на сюжет одноим. Трагедии Вольтера А. Трактовал античность в свете идей Вольтера и франц.
Энциклопедистов. В 1766-72, 1776-79,1782-86 А. Работал в Петербурге и Москве, пост. Балеты "Оставленная Дидона" (1766), "Семира" по трагедии А. П. Сумарокова (1772), "Ариадна и Тезей" (1776), "Китайский сирота" по трагедии Вольтера (1777) на собственную музыку и др. Творч. Взгляды А. Изложил в полемич. Брошюре (Милан, 1773), содержащей два письма к балетм. Ж. Ж. Новеру, где обвинял Новера в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке муз. Основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождающейся эстетикой сентиментализма. В 1774 А. Вновь сотрудничал в Вене с Глюком, поставил его балет "Китайский сирота". Последние годы жизни А.
Работал в миланском т-ре "Ла Скала". Среди пост. "Федра" (1788), "Лоренцо" и "Амур и Психея" (1789). В конце века стал участником освободит. Борьбы соотечественников с австр. Владычеством. В 1799-1801 был в тюрьме, а выйдя на свободу, больше не занимался творчеством. Четверо сыновей А. Посвятили себя балетному т-ру. Наиболее талантливым был Пьетро А. (1764-1830), работавший в Италии.Сочинения. Lettere a Monsieur Noverre sopra i balli pantomimi, Mil., 1773. Dissertation sur les ballets pantomimes des anciens, Mil. 1956.Литература. Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 199-232. В. М. Красовская.
Дополнительный поиск Анджолини Г.
На нашем сайте Вы найдете значение "Анджолини Г." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анджолини Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 12 символа