Артикуляция

134

(лат. Articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) - способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков. Определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков). Она может быть разбита на 3 зоны - слитность звуков (legato), их расчленённость (non legato) и их краткость (staccato), причём каждая из них включает множество промежуточных оттенков А. На смычковых инструментах А. Осуществляется ведением смычка, на духовых - регулированием дыхания, на клавишных - снятием пальца с клавиши, в пении - разными приёмами использования голосового аппарата.

В нотной записи А. Обозначается словами (кроме указанных выше) tenuto, portato, marcato, spiccato, pizzicato и др. Или графич. Знаками - лигами, горизонтальными чёрточками, точками, вертикальными чёрточками (в изданиях 18 в.), клинышками (обозначавшими острое staccato с нач. 19 в.) и разл. Комбинациями этих знаков (напр.),илиРанее всего А. Стали обозначать (прибл. С нач. 17 в.) в произв. Для смычковых инструментов (в виде лиг над 2 нотами, к-рые следует играть без смены смычка, связно). В произв. Для клавишных инструментов вплоть до И. С. Баха А. Указывалась редко. В органной музыке одним из первых артикуляционные обозначения применил немецкий композитор и органист С. Шейдт - в своей "Новой табулатуре". ("Tabulatura nova", 1624) он использовал лиги.

Это нововведение рассматривалось им как "подражание скрипачам". Система обозначений А. Получила развитие к концу 18 в.Функции А. Многообразны и нередко тесно связаны с ритмич., динамич., тембровыми и нек-рыми др. Муз.-выразит. Средствами, а также с общим характером муз. Произв. Одна из важных функций А. - различительная. Несовпадающая А. Муз. Построений способствует их рельефному разграничению. Напр., структура баховской мелодии нередко выявляется с помощью A. Ноты меньшей длительности исполняются более слитно, чем ноты большей длительности, широкие интервалы - более расчленённо, чем секундовые ходы. Порой эти приёмы суммируются, как, напр., в теме 2-голосной инвенции Баха F-dur (ред. Бузони):Но различение может быть достигнуто и обратными средствами, как, например, в теме концерта c-moll Бетховена:С введением фразировочных лиг (19 в.) А.

Стали смешивать с фразировкой, поэтому X. Риман и др. Исследователи указывали на необходимость их строгого разграничения. Г. Келлер, пытаясь найти такое разграничение, писал, что "логическая связь фразы определяется одной лишь фразировкой, а ее выразительность - артикуляцией". Другие исследователи утверждали, что A. Уточняет самые мелкие единицы муз. Текста, фразировка же - связанные по смыслу и обычно замкнутые отрывки мелодии. В действительности А. - лишь одно из средств, с помощью к-рых может быть осуществлена фразировка. Сов. Органист И. А. Браудо отмечал, что, вопреки мнению ряда исследователей. 1) фразировку и А. Не объединяет общая родовая категория, и поэтому ошибочно определять их путём деления несуществующего родового понятия на два вида.

2) поиски определённой функции А. Неправомерны, так как её логич. И выразительные функции весьма многообразны. Поэтому дело не в единстве функций, а в единстве средств, к-рые опираются на соотношение прерывного и непрерывного в музыке. Все многообразные процессы, происходящие в "жизни" одной ноты (филировку, интонирование, вибрирование, угасание и прекращение), Браудо предложил называть муз. Произношением в широком смысле слова, а круг явлений, связанный с переходом от одной звучащей ноты к следующей, включая прекращение звука до исчерпания длительности ноты, - произношением в узком смысле слова, или А. По Браудо, произношение - общее родовое понятие, одним из видов к-рого является А.Литература. Браудо И., Артикуляция, Л., 1961.

Keller H., Die musikalische Artikulation insbesondere bei J. S. Bach, в кн. Verцffentlichungen des Musik-Instituts der Universitцt Tьbingen, H. 2, Stuttg., 1925. Его же, Phrasierung und Artikulation. Ein Beitrag zu einer Sprachlehre der Musik, Kassel-Basel, 1955. Speer Kl., Die Artikulation in den Orgelwerken J. S. Bachs. В кн. Bach-Jahrbuch, XLI. Jahrg., Lpz., 1954, S. 66-71. Die Bedeutung der Zeichen. Keil, Strich und Punkt bei Mozart, Fьnf Lцsungen einer Preisfrage, hrsg. Von H. Albrecht, Musikwissenschaftliche Arbeiten, No 10, Kassel, 1957. Thoene W., Zur Frage der Artikulation im Cembalo- und Clavichordspiel, Festschrift K. G. Feilerer, Regensburg, 1962, S. 535 ff.Л. А. Баренбойм.

Значения в других словарях
Артеага Э. С.

(Arteaga) Эстебан де (Стефано) (26 XII 1747, Моралеха-де-Кока, близ Сеговии - 30 X 1799, Париж) - испан. Учёный. В 1763-69 чл. Монашеского ордена иезуитов. В 1773-78 изучал философию и естествознание в Болонском ун-те, жил в Венеции, Риме, Флоренции, Париже. Был близок с Дж. Б. Мартини, по совету к-рого написал книгу "Революции в итальянском музыкальном театре..." - гл. Труд A., имевший важное значение для истории муз. Т-ра (хотя взгляды А. Оспаривались итал. Музыкантами). А. Принадлежат труды п..

Артемовский С. С.

Семён Степанович см. Гулак-Артемовский С. С.. ..

Арто А. Ж. М.

(Artut) Александр Жозеф Монтанье (25 I 1815, Брюссель - 20 VII 1845, Виль-д'Авре, близ Парижа) - бельг. Скрипач и композитор. В 1828 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки Р. Крейцера. Концертировал во мн. Странах, в т. Ч. В России (1836-1842) и Америке (1843). Автор фантазий на темы опер B. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, скрипичного концерта, салонных пьес для скрипки и фп.Литература. Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956, с. 164-165, 198-201 и др.. ..

Арто Маргерит М. Ж. Д.

(Artut) Маргерит Жозефин Дезире (21 VII 1835, Париж - 3 IV 1907, Берлин) - франц. Певица (меццо-сопрано и сопрано). Училась у М. Одран и П. Виардо-Гарсиа (1855-57), одновременно выступала в концертах (Бельгия, Голландия, Англия). Как оперная певица дебютировала в Париже (1858). Иск-во А. Высоко ценили Дж. Мейербер и Г. Берлиоз. В 1859 с успехом выступала в оперной труппе Лорини в Италии. Гастролировала в Лондоне как концертная (1859-60) и оперная (1863, 1864 и 1866) певица. Выступала в Германии,..

Дополнительный поиск Артикуляция Артикуляция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Артикуляция" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Артикуляция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа