Балалайка

170

Рус. Нар. Струнный щипковый инструмент. Самые ранние сведения о Б. Относятся к 1715. Корпус народной балалайки деревянный, обычно треугольный, склеенный из отд. Сегментов, иногда овальной или полусферич. Формы, долблёный. Гриф длинный со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. Дека тонкая, плоская с одним круглым резонаторным отверстием или несколькими, расположенными звездообразно. На шейке навязано 5 жильных ладов, дающих диатонич. Звукоряд. Струн 3. Сначала применялись жильные струны, позднее - металлические. Вторая и третья струны настраиваются в унисон, первая - на кварту выше. Иногда употреблялись и др. Строи. Квартовый ("разлад"), кварто-квинтовый, мажорное и минорное трезвучия (т. Н. "гитарный" строй). Звук извлекается бряцанием указательным пальцем правой руки по всем струнам сверху вниз и обратно (осн.

Приём) и защипыванием отд. Струн (гл. Обр. Первой). Изредка на отд. Аккордах применяется т. Н. "дробь" - бряцание четырьмя пальцами. Звучит Б. Негромко, но звонко. Использовалась в качестве сольного, а также ансамблевого инструмента и для аккомпанемента пению. На Б. Исполняли нар. Песни, преим. "частые" (т. Е. Быстрые), танцы, небольшие инстр. Пьесы.В 18-19 и нач. 20 вв. Б. Была одним из самых распространённых нар. Инструментов, о чём свидетельствуют многочисл. Песни, сказки, пословицы, а также изображения Б. На лубочных картинках и др. В числе балалаечников-виртуозов этого времени проф. Музыканты и любители - Е. И. Хандошкин (1747-1804), М. Г. Хрунов (кон. 18 - нач. 19 вв.), В. И. Радивилов (1805-63), Н. В. Лавров (1805-40).В 1880-х гг. По указаниям В. В. Андреева Б.

Была усовершенствована инстр. Мастерами Ф. С. Пасербским и позднее С. И. Налимовым. Корпус её приобрёл лучшие резонансные свойства, навязные лады были заменены врезанными, расположенными по ступеням хроматич. Гаммы. Усовершенствованная Б. По сравнению с народной имеет корпус бульших размеров и более короткую шейку (общая длина 600-700 мм). При участии Андреева Пасербским было создано семейство Б. Новой конструкции - дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Эти инструменты, за исключением дисканта и тенора не получившие распространения, составили основу оркестра рус. Нар. Инструментов. К 1896 для всех инструментов семейства Б. Был установлен квартовый строй. Первым исполнит. Объединением балалаечников явился осн.

В 1887 в Петербурге "Кружок любителей игры на балалайках" (в 1896 преобразован в Великорусский оркестр). С этого времени старая народная Б. Начала выходить из употребления. Выдающиеся исполнители на усовершенствованной Б. - В. В. Андреев, B. C. Трояновский (1883-1951), Н. П. Осипов (1901-45), среди современных виртуозов - Е. Г. Авксентьев, П. И. Нечепоренко, М. P. Рожков. Имеются многочисленные школы игры на Б. - П. К. Селивёрстова (СПБ, 1887), И. Деккер-Шенка (СПБ, 1892), В. В. Андреева (СПБ, 1894, 1905), Б. Бабкина (СПБ, 1895, 1900), Вл. Носова (СПБ, 1905) и др.В сов. Время для Б. Создан ряд крупных художеств. Произв. - концерты с оркестром С. Н. Василенко, Ю. Н. Шишакова, Н. С. Речменского, фантазия "На посиделках" М. И. Ипполитова-Иванова, сюита С. Н. Василенко, вариации Н.

П. Будашкина и др. В музыкальных школах, уч-щах и консерваториях существуют классы игры на Б.Литература. Pаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891. Бабкин В., Балалайка. Очерки истории её развития и усовершенствования, "РМГ", 1896, No 6-7, 9. Привалов Н. И., Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа, "Известия Петербургского общества музыкальных собраний", 1905, вып. 6. Алексеев И. Д., Методика преподавания игры на балалайке, М., 1960. Соколов Ф. В., Русская народная балалайка, М., 1962.К. А. Вертков..

Значения в других словарях
Балакирев М. А.

Милий Алексеевич (21 XII 1836 (2 I 1837), Нижний Новгород, ныне Горький - 16 (29) V 1910, Петербург) - рус. Композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. Деятель. Игре на фп. Обучался под рук. Матери, неск. Уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Муз. Развитию Б. Способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме к-рого Б. Знакомился с муз. Лит-рой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На муз. Вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались выступления Б. Как пианиста и дирижёра. В..

Балакиревский кружок

См. "Могучая кучка".. ..

Баламан

Азерб. Язычковый духовой инструмент. Цилиндрич. Трубка из тутового, реже из абрикосового дерева с шаровидной головкой и 9 отверстиями. Длина (без трости) ок. 300 мм. В головку вставляется двойная камышовая трость. Звукоряд Б. Диатонический в диапазоне ундецимы. Для извлечения хроматич. Звуков исполнитель прибегает к частичному прикрыванию отверстий, подбирая необходимую силу вдувания. Звук Б. Мягкий, слегка вибрирующий, выразительного тембра, напоминающий звучание кларнета в нижнем регистре. Обы..

Балановская Л. Н.

Леонида Николаевна (26 X (7 XI) 1883, Петербург - 28 VIII 1960, Москва) - советская певица (сопрано) и педагог. Пением занималась в Петерб. Консерватории у С. Н. Цехановской (1902-06). В 1907-08 солистка оперной антрепризы Брыкина в Киеве, в 1908-19 и 1925-26 - Большого т-ра (Москва), в 1919-22 - оперного т-ра в Севастополе, в 1926-33 - Харьковского т-ра оперы и балета.Артистка обладала голосом огромного диапазона, позволявшим ей выступать в таких разл. По характеру и тесситуре партиях, как Февр..

Дополнительный поиск Балалайка Балалайка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Балалайка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Балалайка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 9 символа