Барокко

160

(итал. Bаrоссо, букв.- причудливый, вычурный, странный) - художеств. Стиль, господствовавший в изобразит. Иск-ве и архитектуре конца 16 - 1-й пол. 18 вв. Вопрос о Б. В музыке начал дискутироваться в конце 1910-х гг. (преимущественно в нем. Музыковедении) в связи с работами К. Гурлитта ("Geschichte des Barockstiles", Bd 1-3, 1887-89) и Г. Вёльфлина ("Kunstgeschichtliche Grundbegriffe", 1915), к-рые, исходя в основном из формально-стилистич. Признаков, установленных при изучении архитектуры и изобразительного иск-ва, выдвинули концепцию Б. Как стиля всего зап.-европ. Иск-ва указанного периода. Совр. Музыковеды ФРГ и США склонны относить к единой эпохе Б. Всё муз. Иск-во от Дж. Габриели и К. Монтеверди до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно, основываясь на нек-рой общности в области композиционных средств.

При этом не уделяется необходимого внимания комплексному взаимодействию этих средств, дающему конкретные художеств. Результаты, а связь с социально-историч. Факторами, как правило, рассматривается только в плане внешних общественно-бытовых условий. Это приводит к смешению понятий эпохи и стиля и, в частности, к непризнанию классицизма 17 в. Как самостоят. Стиля, проявлявшегося наряду и в тесном взаимодействии с Б. (гл. Обр. Во франц. Музыке 2-й пол. 17 в. - см. Люлли). Нек-рые совр. Франц. Музыковеды, напротив, склоняются к чрезмерно расширительному толкованию классицизма, вплоть до полного отрицания существования стиля Б. В трудах, где музыка рассматривается в ряду др. Иск-в, новые формальные свойства муз. Письма, утверждавшиеся в 17 в.

(генерал-бас, концертирующий стиль, воздействие поэтич. Риторики на мелодику, кристаллизация мажоро-минорной тональной системы и др.), зачастую механически подводятся под общую рубрику Б. На основе чисто внешнего эстетич. Сближения их с произв. Живописи, зодчества, лит-ры.Сов. Искусствоведы в трактовке проблемы муз. Б. Исходят из понимания стиля как широкой историч. Категории, отражающей мировоззрение эпохи в его объективных связях с действительностью. При разнообразии местных условий и неравномерности обществ. Развития во мн. Европ. Странах в период перехода от Возрождения к эпохе Просвещения борьба прогрессивной мысли против феод.-католич. Реакции породила ряд новых сходных черт в мировосприятии. Оптимистич. Гуманизм, свойственный эпохе Возрождения, к концу 16 в.

Сменяется трагич. Гуманизмом, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономич., политич. И социальной жизни, в первую очередь - противоречий между личностью и обществом. В отличие от ясного и цельного ренессансного представления о человеке как центре гармонического мироздания, отд. Личность, окружавшая её действительность и их взаимоотношения стали восприниматься как сложные, многоплановые, непрерывно изменяющиеся явления. Смелее проникая в тайны природы, глубже познавая самого себя, человек одновременно острее ощущает свою трагич. Зависимость от несовершенного обществ. Устройства, от произвола светских и духовных властителей. Поэтому не столько действия, сколько внутр. Переживания характеризовали героя мн.

Художеств. Произв, в образном строе к-рых подчёркивались драматич. Патетика, напряжённая динамика, возбужденный риторич. Пафос, неуравновешенность, смятенность, экстатич. Преувеличенность эмоций. Характерным становится тяготение к монументальным масштабам, колоритному живописанию среды, многофигурным композициям, к многоплановому столкновению контрастов - света и мрака, возвышенного и низменного, углублённой лиричности и пышной декоративности, реальности и фантастики, мистицизма.Эти общеэстетич. Предпосылки возникновения стиля Б. Были во мн. Отношениях плодотворно реализованы в музыке. Впервые она столь полно продемонстрировала свои возможности углублённого, многостороннего воплощения процессов внутр. Мира человека.

На первый план выдвинулись муз.-театр. Жанры (прежде всего - опера), что определялось характерным для Б. Стремлением к драматич. Экспрессии и к синтезу разл. Видов иск-ва, проявлявшемуся и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Выразит. Возможности муз. Иск-ва расширяются, одновременно обнаруживается тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию инстр. Жанров, в значит. Мере связанных с эстетикой Б. Возникают крупномасштабные циклич. Формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты), в нек-рых сюитах причудливо чередуются увертюры театрального характера, фуги, импровизации орг. Типа, бытовые танцы, певучие "арии", звукоизобразит. Картинки (напр., у А. Польетти, Г. Ф. Генделя).

Типичным становится сопоставление и переплетение полифонич. И гомофонного принципов муз. Письма.Наиболее ярко стиль Б. Проявился в Италии, где его черты наметились уже во 2-й половине 16 в., особенно в многохорных вок.-инстр. Полифонических произведениях мастеров венецианской школы во главе с Дж. Габриели. К лучшим достижениям итальянской инстр. Музыки барочного стиля относится орг. Творчество Дж. Фрескобальди. В итал. Опере проявились разл. Аспекты Б. - от внешней декоративности, близкой к декоративному академизму в живописи (М. А. Чести, то же в духовных ораториях Дж. Кариссими), до глубокого драматизма, проникнутого реалистическими тенденциями, выходящими за рамки данного стиля (позднее творчество К. Монтеверди).Итал. Оперное Б.

Культивировалось к концу 17 в. Во мн. Австр. И нем. Католич. Придворных центрах. Параллельно и в нем. Музыке возникают явления барочного плана - нац. Опера с ярко выраженным нар.-бытовым началом (вершина - в соч. Р. Кайзера), орг. Творчество Д. Букстехуде, программно-изобразит. Клавирные сонаты И. Кунау. Германия, в историч. Судьбе к-рой с особой силой сказались трагич. Противоречия эпохи, к началу 18 в. Дала миру двух великих композиторов - И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Их творчество ещё тесно связано со стилем Б. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европ. Музыки, оно не вмещается в рамки к.-л. Одного стиля (подобно наследию У. Шекспира или Рембрандта).Одновременно с Б. В качестве самостоят. Стиля сложился классицизм, развивавшийся наиболее интенсивно в абсолютистской Франции.

Это привело к многообразному перекрещиванию барочных и классицистских черт. В то же время существовали и др. Стили или стилевые направления (на рубеже 16-17 вв. - маньеризм, в 1-й пол. 18 в. - галантный стиль, сентиментализм и др.).Литература. Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940. Её же, На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сб. От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963. Еи же, Проблема стиля в музыке XVII века, в сб. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков, М., 1966. Скребков С. С., Художественные принципы музыкальных стилей, в сб. Музыка и современность, вып. 3, М., 1965. Конен В., Театр и симфония, М., 1969. Sасhs С., Barockmusik, в кн.

"JbP", XXVI, 1919/20. Его же, The commonwealth of art, N. Y., 1946. Его же, Our musical heritage, N. Y., 1948. Haas R., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1928. Lang P. H., Music in Western civilization, N. Y., 1941. Вukоfzer M. P., Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach, N. Y., 1947. Сlerсх S., Le baroque et la musique, Brux., 1948. Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. Von R. Stamm, Bern-Mьnch., 1956. Aus der Welt des Barocks, dargestellt von R. Alewin (u. A.), Stuttg., 1957. Blume Fr., Begriff und Grenze des Barocks in der Musik, "StMw", XLIII, 1961. Его же, Renaissance and Baroque music, a comprehensive survey, N. Y.,1967. Le baroque musical. Recueil d' йtudes sur la musique, Liиge, 1964. Damman R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Kцln, 1967.

Palisca Cl. V., Baroque music, New Jersey, 1968.В. Н. Брянцева..

Значения в других словарях
Бармас И.

Исай (19 IV (1 V) 1872, Одесса - 3 VII 1946, Лондон) - скрипач и педагог. Ученик И. В. Гржимали (Москва) и Й. Иоахима (Берлин). В 1900-05 профессор консерватории Штерна, в 1905-29 - Клиндворта - Шарвенки в Берлине, где в 1919 основал струн. Квартет. Гастролировал во мн. Странах. Позднее жил в Лондоне. Автор методич. Труда "Решение скрипичных проблем" ("Die Lцsung des geigentechnischen Problems", В., 1913), спец. Упражнений в гаммах, двойных нотах.. ..

Бармотин С. А.

Семён Алексеевич (1877, Петербург - дата и место смерти неизв.) - рус. Композитор и педагог. Учился в Придв. Певч. Капелле у М. А. Балакирева, в 1899-1901 - в Петерб. Консерватории в классе практич. Сочинения Н. А. Римского-Корсакова (окончил в 1903 экстерном). С 1901 преподавал в Придв. Певч. Капелле, затем в муз. Школе в Херсоне. В 1923-1925 - в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (теория музыки). Автор фп. Произв., в т. Ч. Сонаты Ges-dur (op. 4, изд. 1906), Вариаций (ор. 1, изд. 1904), сонаты д..

Барраке Ж.

(Barraque) Жан (17 I 1928, Пюто, деп. О-де-Сен - 17 VIII 1973, Париж) - франц. Композитор и музыковед. Учился в Парижской консерватории у Ж. Лангле (гармония и контрапункт), брал уроки композиции у О. Мессиана (1948-51). В ранних произв. Широко использовал додекафонную технику. Входил (до 1954) в группу муз. Исследований при Франц. Радио и телевидении, созданную П. Шеффером, экспериментировал в области электронной музыки. Работал в Нац. Центре науч. Изысканий (Париж). Среди его соч. - "Секвенция..

Баррьентос М.

(Barrientos) Мария (10 III 1884, Барселона - 8 VIII 1946, Сибур, Франция) - испан. Певица (колоратурное сопрано). Училась в Барселонской консерватории по классам скрипки, фп. И композиции. Пением занималась гл. Обр. Самостоятельно. В возрасте 15 лет дебютировала в партии Селики ("Африканка", т-р "Новедадес", Барселона), совершенствовалась в Милане, пела в т-ре "Ла Скала". В 1899-1913 гастролировала в Италии, Франции, Германии, Юж. Америке. В 1916-20 солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Позд..

Дополнительный поиск Барокко Барокко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Барокко" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Барокко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа