Барселона

108

(Barcelona) - один из старейших культурных центров Испании. 1,8 млн. Жит. (1970). Истоки муз. Жизни города восходят к эпохе средневековья, когда в Б. Был основан ун-т (1450), где изучались муз. Дисциплины. В католич. Соборах Б. Процветало церк. Пение. Светская музыка начала зарождаться с 1587, когда Филипп II утвердил привилегию на организацию театр. И муз. Представлений в больнице Санта-Крус. В последующие 250 лет т-р "Санта-Крус" был гл. Центром музыкальной культуры Б. В 1708 были пост. Первые оперные спектакли, с сер. 18 в. По инициативе Н. Сетаро устраивались балетные представления. Основу репертуара т-ра составляли произв. Итал. Авторов. К сер. 18 в. В труппу вошли известные вокалисты. В. Наричи, Ф. Сантарелли, М. Буини, С. Каталина, Д. Амброзини, Д. Маркези и др.

Т-р возглавляли видные испан. Музыканты. Ф. Вальс, Л. Серра, П. Рабасса, Н. Сетаро. Во 2-й пол. 18 в. Т-р "Санта-Крус" ставил также оперы испап. И особенно каталонских композиторов. В 1762 впервые пост. Опера каталонского комп. X. Дурана "Фемистокл", неск. Позже - оперы Б. Мартин-и-Солера, Ф. Сора, К. Багера. В репертуаре т-ра были оперы К. Глюка ("Орфей и Эвридика", 1780), В. А. Моцарта, а в конце 18 в. И в первые десятилетия 19 в. Часто ставились итал. Оперы. В 1787 т-р "Санта-Крус" сгорел, но через год был восстановлен. В 1-й четв. 19 в. Т-р достиг значит. Успехов под рук. Каталонского комп. Р. Карнисера.Новый подъём в муз. Жизни Б. Начинается с 30-х гг. 19 в., когда зарождаются и развиваются разл. Формы театр. И концертной деятельности, создаются уч. Муз. Учреждения. В 1837 т-р "Санта-Крус" был переименован в т-р "Принсипаль".

В разное время с ним конкурировали многие театр. Труппы, возникавшие в В. Т-ры "Монтесьон" (работал в 1897-1941), "Нуэво" (открыт в 1843). В 1838 был основан Барселонский филармонический драматич. Лицей имени королевы Изабеллы II, затем преобразованный в консерваторию. В лицее ставились преим. Оперы каталонских авторов - В. Куйяса, А. Ровира, Э. Домингеса, В. Сальдони и др. На основе консерваторских классов была организована труппа т-ра "Лисео", к-рый открылся в 1847 (здание на 4000 мест построено арх. М. Гаррига-и-Рокой). В первое десятилетие т-р имел две труппы - драматич. (до 1860) и оперную. До конца 19 в. Продолжалось соперничество т-ров "Принсипаль" ("Санта-Крус") и "Лисео", разделившее жителей Б. На враждующие партии "крусадос" и "лисеистас".

Впоследствии т-р "Санта-Крус" утратил популярность.К концу 19 в. Б. Становится центром муз. Жизни Испании. Здесь работают мн. Ведущие композиторы страны, в т. Ч. Основатель нац. Проф. Школы Ф. Педрель, а позже И. Альбенис, Э. Гранадос и др. Важную роль в воспитании муз. Кадров играет консерватория, где преподают виднейшие музыканты Испании. В 1891 Л. Милльет и А. Вивес основали хор. Об-во "Орфео Катала", способствовали распространению муз. Культуры и развитию нац. Композиторского творчества. На протяжении 2-й пол. 19 в. В Б. Функционируют театр. Антрепризы и концертные организации. Филармонич. Об-во Б. (до 1887), Хоровое об-во "Евтерпа", возглавлявшееся X. А. Клаве (один из инициаторов хор. Движения в Каталонии) и др. Большой популярностью пользовались концерты в залах "Кампос элисеос", Бетховенском, "Прадо Каталан".

Массовые эстрадные представления устраивались в т-ре "Рибас" (позже известен под назв. "Де Каталунья", с 1887 как об-во "Эльдорадо-концерт"). В 1889 была создана и успешно выступала труппа "Нуэво ретиро", ставившая испан. Сарсуэлы (распалась в 1892). В 1901 осн. Вагнеровское об-во. В 1905 был открыт Дворец музыки Каталонии, ставший резиденцией об-ва "Орфео Катала".Первые десятилетия 20 в. Явились расцветом муз. Жизни Б. Эти годы связаны с деятельностью П. Касальса. С 1897 Касальс преподавал в консерватории, воспитал многих известных музыкантов, в т. Ч. Г. Касадо. В 1919 он основал оркестр, а в 1924 - Рабочее хоровое об-во. Эти коллективы способствовали распространению муз. Культуры, вплоть до падения респ. Власти, когда мн. Крупные музыканты вынуждены были эмигрировать.

После этого Б. На длительное время потеряла значение междунар. Муз. Центра, и лишь в 60-х гг. Наметился подъём муз. Жизни города.В 60-х гг. Здесь работают оперный т-р "Лисео", сезон к-рого продолжается 4-6 месяцев, два постоянных проф. Симф. Оркестра - Муниципальный оркестр и Симфонический оркестр города Б. (с симф. Концертами выступает также оркестр "Лисео"), Барселонский струнный квартет. Барселонская высшая муниципальная консерватория - одно из ведущих муз.-образоват. Учреждений страны. Науч. Центром является Испан. Ин-т музыковедения (осн. В 1943). В Б. Находятся также Ассоциация муз. Культуры, правление об-ва "Музыкальная молодёжь Испании", Группа новой музыки, конц. Об-ва и муз. Изд-ва. С 1954 регулярно проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей им.

М. Канальс, с 1963 - Международный муз. Фестиваль и Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса.Литература. Virella Casaсes Г., La opera en Barcelona, Barcelona, 1888. Elias de Moling A., Diccionario biуgrafico y bibliografico de escritores y artistas catalanes del siglo XIX, v. 1-2, Barcelona, 1889-1895. Вaldellо Fr. De P., La musica de l' antich conseil barceloni, Barcelona, 1929. Его же, La musica en Barcelona, Barcelona, 1943. Subira J., La opera en los teatros de Barcelona, t. 1-2, Barcelona, 1946.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Барраке Ж.

(Barraque) Жан (17 I 1928, Пюто, деп. О-де-Сен - 17 VIII 1973, Париж) - франц. Композитор и музыковед. Учился в Парижской консерватории у Ж. Лангле (гармония и контрапункт), брал уроки композиции у О. Мессиана (1948-51). В ранних произв. Широко использовал додекафонную технику. Входил (до 1954) в группу муз. Исследований при Франц. Радио и телевидении, созданную П. Шеффером, экспериментировал в области электронной музыки. Работал в Нац. Центре науч. Изысканий (Париж). Среди его соч. - "Секвенция..

Баррьентос М.

(Barrientos) Мария (10 III 1884, Барселона - 8 VIII 1946, Сибур, Франция) - испан. Певица (колоратурное сопрано). Училась в Барселонской консерватории по классам скрипки, фп. И композиции. Пением занималась гл. Обр. Самостоятельно. В возрасте 15 лет дебютировала в партии Селики ("Африканка", т-р "Новедадес", Барселона), совершенствовалась в Милане, пела в т-ре "Ла Скала". В 1899-1913 гастролировала в Италии, Франции, Германии, Юж. Америке. В 1916-20 солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Позд..

Барсова В. В.

(наст. Фам. Владимирова) Валерия Владимировна (1 (13) VI 1892, Астрахань - 13 XII 1967, Сочи) - советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. Арт. СССР (1937). Чл. КПСС с 1940. Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го созыва. Пению обучалась у сестры М. В. Владимировой. В 1919 окончила Моск. Консерваторию по классу пения У. А. Мазетти. Сценич. Деятельность начала в 1917 (в Оперном т-ре Зимина). В 1919 пела в Т-ре ХПСРО (Художественно-просветительного союза рабочих организаций), тогда же выступала вме..

Барсова И. А.

Инна Алексеевна (р. 10 IX 1927, Смоленск) - сов. Музыковед. Доктор искусствоведения (1978). В 1951 окончила историко-теоретич. Отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. Консерватории, в 1954 - аспирантуру у И. В. Способина. С 1954 преподаёт в Моск. Консерватории (с 1981 профессор кафедры инструментовки). Осн. Круг науч. Интересов - зап.-европ. И сов. Музыка, проблемы орк. Стилей, истории партитурной нотации. Составитель изд. "Густав Малер. Письма. Воспоминания" (1964, 2-е изд. 1968, автор в..

Дополнительный поиск Барселона Барселона

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Барселона" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Барселона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 9 символа