Блюз

124

(англ. Blues, сокр. От blue devils - меланхолия, грусть) - первоначально сольная лирическая песня амер. Негров с берегов Миссисипи. Известна с конца 19 в. Зародилась, возможно, ещё в сер. Века. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Прошла неск. Стадий развития. Самая ранняя форма - сельский, или архаический, Б. Позднее сложился т.н. Городской, или классич., Б. В нём утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от музыки афр. Негров. Синкопированные ритмы и полиритмия, скользящие, не фиксированные понижения ступеней лада (т.н. Блюзовые интонации, обычно на III и VII ступенях мажора, образующие вместе с обычными ступенями 9-тоновый "блюзовый" лад), импровизационность исполнения (особенно в паузах голоса).

В основе Б. Лежит 12-тактный период из трёх фраз по 4 такта. Первый четырёхтакт - на тонич. Гармонии, далее идут по два такта на субдоминанте и тонике и по два на доминанте и тонике. Городской Б. Исполнялся в сопровождении банджо, позднее - гитары. Широкому распространению Б. В негр. Гор. Кварталах положили начало песни негр. Музыканта У. Хэнди "Мемфис блюз" (1912) и в особенности "Сен-Луи блюз" (1914) - первые Б., созданные профессионалом. С этого времени прослеживается и сам термин "Б.". В текстах Б. Нач. 20 в. Встречаются мотивы социального протеста.Moderato espressivo У. Хэнди. "Сен-Луи блюз".Б. Оказал сильное влияние на формирование джаза и джазовой музыки и остался одной из её важнейших форм. В джазовых коллективах культивировались как вок.-инстр., так и чисто инстр.

Б. В джазовых Б. Текст обычно имеет лирич. Характер, изложение строится в виде чередования "возгласов" (call) и "ответов" (response). В 1940-60-е гг. Главенствующее положение занял инстр. Б., служащий и муз. Сопровождением для танцев. Первоначально Б. Исполнялись в медленном темпе. В 1950-60-е гг. В Б. Применяются разнообразные темпы, напр., в разновидности блюза - буги-вуги. Б., исполняющиеся эстрадными коммерч. Джазами, как правило, утратили нац. Черты, к-рые были присущи его ранним формам. Жанровые особенности Б. Использованы многими композиторами 20 в. - Дж. Гершвином ("Рапсодия в блюзовых тонах" для фп. С оркестром), М. Равелем (соната для скрипки и фп.), Д. Мийо, Э. Кшенеком.Литература. Сильверман Дж., Песенное движение в США, "СМ", 1959, No 11.

Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, М., 1965. Handy W., Father of the Blues, N. Y., 1941. Mecklenburg К. G., Schenk W., Die Theorie des Blues im modernen Jazz, StraЯb. - Baden-Baden, 1963. Jones L., Blues people, N. Y., 1964. Myrus D., Ballads, blues and the big beat, Highlights of American folk singing from Leadbelly to Dylan, N. Y., 1966. Lehmann T., Blues and trouble, В., 1966. Кeil С., Urban blues, Chi.-L., 1966. Сharters S. В., The bluesmen. The story and the music of the men who made the blues, v. 1, N. Y., 1967. Oliver P., Savannah syncopators. African retentions in the blues, L., 1970.С. П. Панкратов..

Значения в других словарях
Блуме Ф.

(Blume) Фридрих (p. 5 I 1893, Шлюхтерн, Гессен) - нем. Музыковед (ФРГ). Изучал медицину, философию. Историю иск-в, историю и теорию музыки (в Мюнхене у А. Зандбергера и Т. Кройера. В Лейпциге у X. Римана, Г. Аберта, А. Шеринга. В Берлине у Г. Кречмара и И. Вольфа). В 1927-29 рук. Ин-та муз. Науки, с 1935 сотрудник Ин-та нем. Муз. Науки. В 1942-56 президент Нового об-ва Шюца, в 1947-62 - Об-ва муз. Исследований, в 1958-62 - Междунар. Об-ва музыковедения. С 1921 преподавал в Лейпцигском, с 1923 - ..

Блуменфельд Ф. М.

Феликс Михайлович (7(19) IV 1863, Ковалёвка Херсонской губ. - 21 I 1931, Москва) - сов. Пианист, дирижёр, композитор и педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1927). Первоначальное муз. Образование получил у Г. В. Нейгауза в Елизаветграде. В 1885 окончил Петерб. Консерваторию по классу фп. P. P. Штейна. Композиции обучался у Н. А. Римского-Корсакова. С 1885 преподаватель, в 1897-1905 и 1911-18 профессор Петрогр. Консерватории. В 1918-22 директор Муз.-драматич. Ин-та им. Лысенко в Киеве и профессор Кие..

Блюменталь Н. М.

Ниссон Меерович (1806 (место рожд. Неизв.) - 25 I (7 II) 1902, Одесса) - евр. Певец-кантор и композитор. Систематизировал синагогич. Напевы. В своих сочинениях стремился к сочетанию традиций др.-евр. Культовой музыки с тенденциями классич. Муз. Иск-ва. Б. Более полувека был кантором синагоги в Одессе. Выступал с хором в концертах с исполнением произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Л. Керубини.. ..

Блютнер Ю. Ф.

(Bluthner) Юлиус Фердинанд (11 III 1824, Фалькенхайн, близ Мерзебурга - 13 X 1910, Лейпциг) - нем. Фп. Мастер, фабрикант. В 1853 основал в Лейпциге фп. Фабрику, вскоре завоевавшую мировую известность (инструменты фабрики Б. Получили 1-ю пр. На Междунар. Выставке в Париже, 1867). Усовершенствовал конструкцию фп. Запатентовал в 1856 репетиционную механику, в 1873 - т.н. Аликвотную систему, при к-рой звук фп. Усиливается дополнит. Комплектом резонансовых струн, натянутых выше игровых струн и настро..

Дополнительный поиск Блюз Блюз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Блюз" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Блюз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа