Бортнянский Д. С.
Дмитрий Степанович (1751, Глухов - 28 IХ(10 X) 1825, Петербург) - рус. Композитор. По национальности украинец. С 1759 обучался пению и теории музыки в Придв. Певч. Капелле в Петербурге, участвовал в придв. Концертах и спектаклях (в 1764 исполнил партию Адмета в опере "Альцеста" Раупаха на рус. Либр. А. П. Сумарокова). Изучал композицию под рук. Б. Галуппи. В 1769-79 жил за границей. В Италии были пост. Его оперы "Креонт" (1776, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция, либр. М. Кольтеллини, в оригинале "Антигона"), "Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий" (1779, Герцогский т-р, Модена). В те же годы Б. Написал ряд вок. Сочинений на католич. И нем.-протестантские религ. Тексты. По возвращении в Россию был назначен капельмейстером, с 1796 - директором вок.
Музыки и управляющим Придв. Певч. Капеллы. С его деятельностью связан расцвет капеллы. Работал также при дворе наследника Павла Петровича. Для придв. Спектаклей написал 3 оперы на франц. Тексты, исполненные под рук. Б. Силами любителей. "Празднество сеньора" ("La fкte du seigneur", 1786, Павловск), "Сокол" ("Le faucon", 1786, Гатчина), "Сын-соперник, или Современная Стратоника" ("Le fils rival, ou La moderne Stratonice", 1787, Павловск). В 80-е гг. Создал ряд клавирных сонат и ансамблей. Сб. Романсов Б. На франц. Тексты ("Recueil de romances et chansons. Par D. Bortniansky...", St. Petersbourg, 1783) - единственный образец камерно-вок. Жанра в его творчестве. В дальнейшем работал почти исключительно в области хор. Церк. Музыки.Б. - один из крупнейших рус.
Композиторов 18 в. Его произв. Отличаются стройной уравновешенностью, ясностью формы, технич. Свободой, а также мелодич. Выразительностью. В творчестве Б. Сочетаются черты классицизма и сентиментализма. Муз. Язык и стилистич. Приёмы Б. Близки раннеклассич. Европ. Иск-ву. Вместе с тем в его музыке претворены интонации рус. И укр. Бытовой песни.В сочинениях 70-х гг. Б. Не выходит за пределы традиционных жанров зап.-европ., преимущественно итал. Музыки 2-й пол. 18 в. Но в операх на франц. Тексты (наиболее значительная из них - "Сын-соперник") уже проявляется характерный склад творчества композитора. Камерно-инстр. Произв. Б. Принадлежат к первым образцам крупной циклич. Формы в рус. Музыке. Выделяются квинтет (для фп., арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели, 1787) и "Концертная симфония" (для тех же инструментов с добавлением 2-й скрипки и фагота, 1790).В историю рус.
Музыки Б. Вошёл прежде всего как автор хор. Духовных композиций (сочинения др. Жанров не получили известности за пределами узкого придв. Круга). Выдающийся мастер хор. Письма a cappella, глубокий, проникновенный художник, Б., преодолевая рамки церковности, воплощал в духовных произв. Возвышенную философскую лирику, насыщенную тёплым человеческим чувством. Наряду с М. С. Березовским, Б. Создал новый тип рус. Хор. Концерта, в к-ром использованы достижения оперы, полифонич. Иск-ва 18 в., классич. Форм инстр. Музыки. Концерты Б. Построены в циклич. Форме, нек-рые из них содержат элементы сонатности. Б. Принадлежат 35 концертов для 4-голосного смешанного хора, 10 концертов для 2 хоров, ряд др. Церковных песнопений, а также светские хоры, в т.
Ч. Патриотическая хоровая песня "Певец во стане русских воинов" на сл. В. А. Жуковского (1812).Сочинения (изданные). Полн. Собр. Соч. Дм. Бортнянского. Изд. Пересмотрено и исправл. П. Чайковским, т. 1-10 (духовные соч.), М., 1881-82. Отрывки из опер, в кн. История русской музыки в нотных образцах под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, М. - Л., 1940, 1968. Концертная симфония B-dur (1790), в кн. Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века..., т. 2, М., 1953, Приложение. Квинтет, М. - Л., 1951. Сонаты для чембало - C-dur (в сб. Музыкальная старина, СПБ, 1903), F-dur (в кн. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып.VII, М. -Л., 1929, Нотное приложение, No 143. Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России. Сост. Л. А. Баренбойм и В. И. Музалевский, М.
-Л., 1949), B-dur (в кн. Русская фортепианная музыка, Хрестоматия, вып. 1, М., 1954). Larghetto, в кн. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып. VII, М. - Л., 1929, Нотное приложение, No 144. Увертюра к комич. Опере "Le Faucon", там же, No 145.Литература. Лебедев H. A., Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения, СПБ, 1882. Ф(индейзен) Ник., Предполагаемый масонский гимн Бортнянского "РМГ", 1917, No 29-30. Его же, Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып. VI, М. - Л., 1929, с. 260-77. Асафьев Б., Об исследовании русской музыки XVIII в. И двух операх Бортнянского, в сб. Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927. Рабинович A., Русская опера до Глинки, М., 1948, гл. 5. Скребков С., Бортнянский - мастер русского хорового концерта, в кн.
Ежегодник Ин-та истории искусств, II. Театр Музыка, М., 1948, с. 287-318. Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М. - Л., 1950. Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века..., М., 1953. Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965, гл. 2. Rозанов А. С., "Празднество сеньера", опера Д. С. Бортнянского, в кн. Музыкальное наследство, т. III, М., 1970. Волинський И., Дмитро Бортнянський i Захiдна Украпна, в сб. Украпнське музикознавство, кн. 6, Кипв, 1971. Xiврич Л., Фугатнi форми в хорових концертах Д. Бортнянського, там же.Ю. В. Келдыш..
Дополнительный поиск Бортнянский Д. С.
На нашем сайте Вы найдете значение "Бортнянский Д. С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бортнянский Д. С., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 17 символа