Бразильская музыка

99

В Б. М. Сочетаются элементы европ. (гл. Обр. Португ., а также испан.), афр. И индейской музыки. С 1-й пол. 16 в., после завоевания Бразилии португальцами, муз. Иск-во коренного населения - индейцев стало вытесняться португ. Музыкой. В связи с этим влияние индейской музыки было ограниченным. Иск-во индейцев сохранилось гл. Обр. В бассейне реки Амазонки.Старинная бразильская песня "O'pallida Madona".Признаками индейского фольклора служат пентатонные лады, нек-рая мелодич. И ритмич. Монотонность нар. Песен и танцев этого р-на страны.В 16 - сер. 19 вв. Муз. Фольклор негров-рабов, ввозившихся в Бразилию из Африки, весьма интенсивно сливался с музыкой португальцев, заселявших страну. О связях с афр. Музыкой говорят синкопированные ритмы, ряд ударно-шумовых муз.

Инструментов негр. Происхождения, танцы - батуке, коко, конгада, жонго, маракату и др. (названия их имеют афр. Корни), а также группы нар. Песенно-танц. Форм - самба, лунду и машиши, сочетающих афр., португ. И испано-амер. Элементы. Нек-рые образцы африканского фольклора сохранились в нетронутом виде, они чаще всего звучат во время обрядовых ритуалов, например макумба, кандобле, шанго. О связях с испан. Музыкальной культурой, элементы к-рой проникали в страну из соседних колонизированных испанцами территорий, свидетельствует распространение в Бразилии испан. Танца фанданго, а также таких типов песен, как тирана, качуча, соронго. Браз. Фольклор сохранил много общих черт с нар. Португ. Танцами и песнями. Поныне в Бразилии популярны песенная форма модинья и её разновидности.

Однако нек-рые португ. Фольклорные формы, прежде всего фадо, не привились в Бразилии. С португ. Традицией связаны характерные для быта совр. Бразилии уличные, многочисленные детские хороводные песни, своеобразные омузыкаленные выкрики уличных разносчиков (прегоэс) и др. Особую область браз. Гор. Фольклора составляет специфическая форма музицирования - шоро. Вначале так назывались инстр. Ансамбли (флейта, кларнет, саксофон, гитары, кавакиньо), музицировавшие в своеобразной импровизац. Манере. Впоследствии назв. "шоро" стало применяться и к музыке, исполняемой таким составом инструментов. Стиль шоро послужил основой произв. Проф. Композиторов ("14 шоро" Вила Лобоса и др.). Распространена форма десафио - песенно-инстр. Состязание 2 и более исполнителей, в к-ром большую роль играет импровизация.

Браз. Нар. Музыка ассимилирует разл. Муз. Формы, проникающие из-за рубежа (вальс, марш, польки, джазовую музыку).Богат браз. Инструментарий. Струн. Инструменты - виолана (6-струн. Гитара), виола (разновидность гитары), кавакиньо (разновидность мандолины). Ударные - разнообразные барабаны (в т. Ч. Атабаке, кайша, куика, забумба), пандейро (бубен), агого (колокольчик). Шумовые - шокальо, марака (погремушки), реко-реко (трещотка) и др.Бразильская народная песня "Морена".Проф. Муз. Культура Бразилии сравнительно молода. В период колонизации муз. Центрами были монастыри и церкви, а единств. Музыкантами - католич. Миссионеры. Представители духовенства сочиняли музыку для мистерий - аутос (театрализов. Представления). Они же были первыми органистами и преподавателями музыки.

В 40-х гг. 18 в. В домах богатых миссионеров ставились спектакли с музыкой. В 1748 падре Вентура основал первый муз.-драм. Т-р "Дом оперы", в 1776 актёр М. Луис - т-р "Новая опера". Гл. Место в репертуаре этих т-ров занимали драм. Спектакли, однако давались также музыкальные представления, в т. Ч. Итальянские оперы.Развитие муз. Культуры в нач. 19 в. Связано с важнейшими событиями в жизни Бразилии. В 1808 Рио-де-Жанейро стал административным центром колонии под португ. Управлением, в 1822 была провозглашена независимая браз. Империя. В первые годы существования монархии центр муз. Жизни находился при дворе, где регулярно выступала придв. Капелла, ставились оперные спектакли на итал. И португ. Языках. Первый император Бразилии - Педру I был композитором-любителем.

Ему принадлежит музыка "Гимна независимости" (впервые исп. В 1822 в "Доме оперы", при провозглашении независимости страны). К этому периоду относится деятельность браз. Композиторов, заложивших основы проф. Музыки. Среди них. Органист Ж. М. Нунис Гарсиа - автор многочисл. Духовных сочинений в стиле классиков 18 в., скрипач Д. Барбоза ди Араужу, комп. Ж. Ребосас. По инициативе португ. Комп. М. Португала (жил в Бразилии с 1811) в Рио-де-Жанейро был открыт т-р "Сан-Жуан" (1813), где ставились классич. Оперы и произв. Самого Португала. Однако в 1-й пол. 19 в. На браз. Сцене господствовали итал. Артисты. В сер. 19 в. Заметный вклад в развитие Б. М. Внёс композитор и обществ. Деятель Ф. М. Да Силва - автор опер и духовных сочинений, а также нац. Гимна (1831). В 1841 он основал в Рио-де-Жанейро Корол.

Консерваторию, ставшую центром муз. Образования страны.В 19 в. Браз. Композиторы работали преим. В оперном жанре, основываясь на итал. Образцах. Первым к нац. Сюжетам обратился А. К. Гомис (хотя его оперы шли на итал. Яз.), произв. К-рого пользовались известностью и за пределами страны. Комп. Э. А. Лобу создал первую оперу с португ. Текстом "Ночь на святого Жуана" (1860). В кон. 19 - нач. 20 вв. Формируется нац. Композиторская школа. Делаются попытки претворения в музыке своеобразных афро-браз. Мелодий и ритмов, написания на их основе произв. Крупной формы. К этому направлению принадлежат. А. Леви - автор популярного "Бразильского танго" для орк., А. Непомусену, к-рый впервые обратился к нац. Фольклору в симф. Музыке, Л. Мигис, Э. Освальд, Ф. Брага, Э. Назарет, братья Итибере и др.

Интенсивно развивается муз. Жизнь Бразилии. Возникают муз. Об-ва, конц. Организации (среди первых - Общество симфонических концертов, 1908, основатель и руководитель до 1933 Ф. Брага), возрастает число иностр. Гастролёров, выдвигаются нац. Артистич. Силы, впервые исполняются произв. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Ф. Шуберта, К. М. Вебера.В 20 в. В Б. М. Усиливаются нац. Тенденции. Композиторы обращаются к сюжетам из нац. Истории и лит-ры, шире используют нац. Фольклор. Одновременно проявляются влияния новых течений европ. Музыки. Среди крупнейших мастеров Б. М. - композиторы Э. Вила Лобос, Ф. Миньони, О. Л. Фернандис. Творчество главы нац. Направления Вила Лобоса заложило основы совр. Б. М. Велика его роль в деле муз. Просвещения. Он основал во мн. Городах муз. Школы и хор. Коллективы, организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942), по его инициативе в 1945 в Рио-де-Жанейро была создана Бразильская муз.

Академия (был её бессменным президентом).После смерти Вила Лобоса нац. Направление в Б. М. Возглавляет комп., дирижёр и муз.-обществ. Деятель М. Камарго Гуарньери (с 1960 президент Браз. Муз. Академии). К этому направлению принадлежат Л. Галет, Ж. Октавиану, Э. Таварис, комп. И дирижёр Ж. Сикейра, Р. Гнатали, Ф. Виана, Л. Косми и др. В Бразилии ведётся интенсивная работа по изучению нац. Фольклора. Среди браз. Музыковедов и фольклористов - Р. Алмейда, М. Ди Андради, О. Алваренга, Л. Э. Корреа ди Азеведу. В 1943 основан Центр фольклорных исследований. Движение за обновление нац. Музыки и муз. Жизни получило выражение в создании ряда новых организаций, в т. Ч. Гос. Департамента по муз. И культурному воспитанию, а также исполнительских коллективов.До 60-х гг. 20 в.

Муз. Жизнь концентрируется в основном в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где действуют проф. Оперные т-ры (муниципальные, финансируемые гос-вом и муниципалитетами). В кон. 30 - нач. 40-х гг. Эти т-ры начали включать в свой репертуар нац. Оперы и балеты. С 50-х гг. В Бразилии проводятся ежегодные т. Н. "национальные циклы". В течение неск. Недель (обычно в нач. Сезона) т-ры показывают спектакли браз. Авторов в исп. Отечеств. Артистов. В остальное время преобладают классич. Зап.-европ. Оперы, выступают преим. Гастролёры. Популярны муз.-драм. Спектакли типа мьюзиклов (на сюжеты из жизни Бразилии). Значительны достижения в области исполнительской культуры. В 1930 по инициативе Н. Синтра был организован Филармонич. Оркестр, ставший основой первого проф. Симф.

Коллектива страны - оркестра Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро. В 1940 при участии Ж. Сикейры там же возник Браз. Симф. Оркестр, а затем Национальный симф. Оркестр (единственный крупный коллектив, финансируемый гос-вом). В 1921 создано Общество симфонических концертов в Сан-Паулу, организовавшее собств. Оркестр. Симф. Коллективы, содержащиеся за счёт муниципалитетов и частных пожертвований, существуют в Порту-Алегри, Белу-Оризонти, Ресифи, Салвадоре. Кроме того, в крупных городах работают постоянные камерные ансамбли, в т. Ч. Струн. Квартет Рио-де-Жанейро, Муниципальный квартет Сан-Паулу. Известную помощь развитию исполнительского иск-ва оказывают браз. Радиостанции, располагающие орк. И хор. Коллективами. Крупнейшие хоры страны работают в Рио-де-Жанейро (2 хора), Порту-Алегри (хоровой ансамбль), Белу-Оризонти (ансамбль "Мадригал Возрождения"), Сан-Паулу.

Организаторами конц. Жизни являются частные импресарио и муз. Ассоциации - "Общество культуры", "Ассоциация искусств", "Концертная ассоциация", "Ассоциация хорового пения" и др. В сер. 20 в. Выдвигаются исполнители, получившие мировую известность, в т. Ч. Дирижёры Э. Ди Карвалью, Ж. Сикейра, пианисты А. Эстрела, А. С. Шик, Ж. Клайн, скрипач О. Боргета, исполнители нар. И популярных песен В. Орика, Ж. Гуларт и др. В 1954 создана первая проф. Организация - Союз музыкантов, объединяющий композиторов, исполнителей и педагогов. Союз совм. С организацией "Бразильская музыкальная молодёжь" устраивает общедоступные симф. И камерные концерты для молодых слушателей. В 1960 по инициативе прогрессивных музыкантов во главе с Ж. Сикейрой, Ф. Миньони, П. Ди Асисом и А.

Эстрелой была создана др. Проф. Организация - Орден музыкантов. Он ведёт пропагандистскую работу, борется за улучшение материального положения музыкантов, участвует в решении разл. Вопросов муз. Жизни.Старейший уч. Центр страны - Нац. Школа музыки Браз. Ун-та (основанная в 1841 Корол. Консерватория, в 1890 стала Нац. Муз. Ин-том, к-рый в 1931 вошёл в состав ун-та, а с 1937 был превращён в Нац. Школу музыки). Школа имеет большую б-ку, коллекцию редких муз. Инструментов. Среди др. Науч. И уч. Муз. Заведений - Браз. Муз. Академия, носящая имя О. Л. Фернандиса (осн. В 1945), Браз. Консерватория (осн. В 1936), Консерватория драмы и музыки в Сан-Паулу (осн. 1909). Проф. Муз. Уч. Заведения существуют также в Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Салвадоре, Ресифи. Педагогов музыки для средних школ готовит Нац.

Консерватория хор. Пения.Муз.-издат. Дело в Бразилии находится в зачаточном состоянии. Выпускаются гл. Обр. Популярные эстрадные произв. Наиболее крупное изд-во - отделение итал. Фирмы "Рикорди" в Сан-Паулу. Муз. Журналы, в т. Ч. "Revista da Mъsica Popular" (R. De Jan., с 1955), "Revista Brasileira de Mъsica" (там же, с 1962), выходят нерегулярно.Литература. Сикейра Ж., Симфоническая музыка в Бразилии, пер. С португ., "СМ", 1956, No 3;Эстрела A., Бразильская музыка, в сб. Бразилия, М., 1963, с. 351-85. Аlmeida R., Historie da mъsica brasileira, R. De Jan., 1942. Andrade M. De, Mъsica del Brasil, В. Aires, 1944. Boletнn latino-americano de mъsica, t. 6, R. De Jan., 1946. Aсquarone F., Historie du mъsica brasileira, R. De Jan., 1948. Corrкa de Azevedo L.

H., A musica brasileira e seus fundamentos, Wash., 1948. Его же, Bibliograiia mъsical brasileira (1820-1950), R. De Jan., 1952. Его же, 150 anos de mъsica no Brasil. 1800-1950, R. De Jan., 1956. Mariz V., Figuras de mъsica brasileira contemporвnea, Oporto, 1948. Alvarenga O(neyda), Mъsica popular brasileira, R. De Jan - Pфrto Allegro - Sao Paulo, 1950, 1960..

Значения в других словарях
Бражник Л. Ф.

Леонид Фёдорович (р. 4(17) IV 1917, с. Москаленки Белопольского р-на Сумской обл.) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. БССР (1959). В 1955 окончил Муз.-педагогич. Ин-т им. Гнесиных. В 1939-50 солист ансамблей и хоров. В 1951-52 солист Моск. Филармонии. С 1953 солист Белорусского т-ра оперы и балета. С 1964 преподаёт в Белорусской консерватории.Партии. Данила ("Алеся" Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Дуров ("Надежда Дурова" Богатырёва), Галицкий, Гремин, Мельник. Мамыров ("Чародейка"), Гудал ("Демо..

Бражников М. В.

Максим Викторович (р. 19 III(1 IV) 1904, Петербург) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1969). Окончил Ленингр. Консерваторию в 1925 - по классу Л. В. Николаева (фп.), в 1928 - по классу В. П. Калафати (композиция). Под рук. А. В. Преображенского изучал древнерус. Музыку и палеографию. В 1935-41 старший науч. Сотрудник и учёный секретарь отдела истории муз. Культуры и техники "Эрмитажа". В 1945 гл. Библиограф отдела рукописей Гос. Публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1945-53..

Бразис Т. М.

Теодорас Модесто (20 XII 1870, Мемельгоф, близ Бауски, ныне Латв. ССР - 10 IX 1930, Мюнхен) - литов. Муз. Теоретик, фольклорист и композитор. Род. В семье бывшего крепостного. До 1896 был органистом в католич. Церкви. В 1896-1900 учился в Вильнюсской духовной семинарии, в 1905-07 -в Высшей школе церк. Музыки (г. Регенсбург). В 1907-23 преподавал музыку в Вильнюсской духовной семинарии и др. Учебных заведениях. С 1924 доцент Каунасского ун-та (теология и философия). Автор первых учебников по теор..

Браиловский А.

Александр (р. 4(16) II 1896, Киев) - рус. Пианист. Учился в Киевской консерватории (у В. В. Пухальского), у Т. Лешетицкого (Вена) и у Ф. Бузони (Цюрих). С 1911 живёт за границей. С 1924 концертировал во Франции, Англии, Германии, Италии, Бельгии, США и в странах Лат. Америки. В СССР гастролировал в 1961. Б. - один из немногих пианистов, исполнивших в своих концертах все произведения Ф. Шопена.. ..

Дополнительный поиск Бразильская музыка Бразильская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бразильская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бразильская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 18 символа