Буальдьё Ф. А.

102

(Boieldieu) Франсуа Адриен (16 XII 1775, Руан - 8 X 1834, Жарси близ Парижа) - франц. Композитор, педагог. Чл. Института Франции (1817). Занимался в певч. Школе (метризе) Руанского собора под рук. Органиста Ш. Броша. С 15 лет служил органистом в одной из руанских церквей. В 1791 появились сочинения Б. (романсы и фп. Сонаты), в 1793 в Руане пост. Его первая опера "Виновная дочь" ("La fille coupable", на либр. Отца). С 1796 жил в Париже. Исполнение в салопах его романсов, фп. Пьес и особенно пост. В 1797 трёх комич. Опер - "Швейцарское семейство" ("La famille suisse"), "Счастливое известие" ("L'heureuse nouvelle"), "Пари" ("Le pari ou Mombreuil et Merville") принесли композитору известность. С 1798 преподавал в Парижской консерватории (класс фп.).

В 1804-11 композитор и капельмейстер придворной французской оперной труппы в Петербурге (в 1808 труппа гастролировала в Москве). Был также инспектором музыкальных классов Петерб. Театр. Уч-ща (среди его частных учеников - княгиня З. А. Волконская). В Петербурге им было создано и пост. Неск. Опер, в т. Ч. "Алина, королева Голкондская" (1804). Нек-рые из них исполнялись не только на придв. Франц. Сцене, но и в публичном т-ре рус. Артистами. Кроме того, он писал музыку к водевилям, марши для гвардии. С 1820 Б. - профессор Парижской консерватории (класс композиции). Среди его учеников - А. Адан, Ф. Ж. Фетис, П. Циммерман.Б. - крупнейший представитель франц. Комич. Оперы 1-й трети 19 в. Мн. Его произв. Пользовались большим успехом, среди них - "Жан Парижский" (1812), "Красная шапочка" (1818) и др.

Однако привлекательные своей наивной простотой комич. Оперы Б. Проигрывали в сравнении с блистательным иск-вом Дж. Россини.Высшим достижением Б. Явилась "Белая дама" (либр. Э. Скриба по мотивам романов "Гай Маннеринг" и "Монастырь" В. Скотта, 1825), положившая начало романтич. Направлению в муз.-театр. Иск-ве Франции. Партитура "Белой дамы" - свидетельство большого мастерства (в значит. Мере - результат изучения и творч. Претворения достижений Дж. Россини). В ней органично соединяются сочно написанные бытовые сцены, элементы фантастики (Б. Нашёл новые приёмы для её воплощения), местный колорит (события протекают в Шотландии). Муз.-драм. Действие изобилует контрастными ситуациями, острыми кульминациями. "Белая дама" имела огромный и длительный успех.

Восторженную оценку дал опере К. М. Вебер.Наряду с операми существ. Область творчества Б. Составляет фп. Музыка, отличающаяся мелодичностью, изяществом. Эти сочинения - ценный вклад во французскую фп. Литературу.Сочинения. Оперы (ок. 40, нек-рые совм. С Л. Керубини, Р. Крейцером, А. М. Бертоном, Э. Мегюлем, Ж. Ф. Лесюэром) в т. Ч. Розали и Мирза (1795, "Театр Искусств", Руан), Калиф Багдадский (1800, "Театр Фавар", Париж), Тётушка Аврора, или Неожиданный роман (Ma tante Aurore ou le Roman impromptu, 1803, T-p "Опера комик", Париж), Алина, королева Голкондская (Aline, reine de Golconde, 1804, т-р "Эрмитаж", Петербург), Молодая разгневанная женщина (La jeune femme en colиre, 1805, Петербург), Телемак (1806, там же), Женщина-невидимка (La dame invisible, 1808, там же), Опрокинутые кареты (Les voitures versйes, 1808, там же), Новый помещик (Le nouveau seigneur de village, 1813, т-р "Опера комик", Париж), Красная шапочка (Le petit chaperon rouge, 1818, там же), Белая дама (La dame blanche, 1825, там же), Две ночи (Les deux nuits, 1829, там же).

Концерты - для фп. (1797), для арфы (1800). Сонаты для фп. Хоры к трагедии "Гофолия" Расина. 15 сб. Романсов (1795-1803), 55 отд. Романсов (1795-1834) идр.Литература. Финдейзен Н., Боальдье и придворная французская опера в С.-Петербурге в нач. XIX в., "ЕИТ", 1910, вып. 5. Rougin A., Boieldieu. Sa vie, ses oeuvres, son caractиre, sa correspondance, P., 1875. Mооser R.-A., L'opйra-comique franзais en Russie au XVIII siиcle, Gen., 1932, 1964. Favre G., Boieldieu. Sa vie, son oeuvre, v. 1-2, P., 1944-45.Е. P. Бронфин..

Значения в других словарях
Брязул Д.

(Breazul) Джордже (14(27) IX 1887, Амэрэшти-де-Жос, уезд Долж - 3 VIII 1961, Бухарест) - рум. Музыковед и педагог. В 1908-12 учился в Бухарестской консерватории у Д. Кириака, А. Кастальди и Й. Н. Отеску, в 1922-24 - в Берлинском ун-те у Г. Аберта, К. Закса, К. Штумпфа и др. Б. - один из наиболее крупных историков и исследователей рум. Музыки. В 1926-61 профессор теории и истории музыки в Бухарестской консерватории. В 1927 основал фонограммархив для записей рум. Нар. Музыки при Министерстве иск-в..

Брянцева В. Н.

Вера Николаевна (р. 29 VI 1927, Ростов-на-Дону) - сов. Музыковед. Доктор искусствоведения (1980). В 1953 окончила теоретико-композиторский ф-т Моск. Консерватории, в 1956 - аспирантуру при ней у Т. Н. Ливановой. С 1957 ст. Науч. Сотрудник Музея муз. Культуры им. М. И. Глинки, с 1961 референт отдела музыки Комитета по Ленинским премиям при Совете Министров СССР. С 1966 младший, с 1980 ст. Науч. Сотрудник Ин-та искусствознания. В 1954-57 преподавала в Центр. Муз. Школе, в 1956-57 - в Моск. Консерв..

Бубек Т. Х.

Теодор Христофор (Фёдор Христофорович) (27 I 1866, Штутгарт - 30 XII 1909 (12 I 1910), Москва) - рус. Органист, композитор, педагог. По национальности немец. Учился в Штутгартской консерватории. Окончил Моск. Консерваторию по классу органа Л. И. Беттинга (1895), по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова (1898). Муз.-теоретич. Предметы изучал в классе С. И. Танеева. В 1905-09 преподавал игру на органе в Моск. Консерватории. Б. Принадлежат. Поэма для оркестра и органа "Сестра Беатриса" (по М. ..

Бубен

Ударный инструмент. Узкая деревянная или (реже) металлич. Обечайка в виде обруча с одной стороны затянута мембраной из кожи или пузыря, другая сторона - открытая. Диаметр Б. - 400-500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью "барашков" и винтов. На внутр. Стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки. У нек-рых видов Б. В прорези на штифтах вставляются маленькие металлич. "тарелочки" (рус. И укр. Б.). Б. Фабричного производства, употребляемые в проф. Муз..

Дополнительный поиск Буальдьё Ф. А. Буальдьё Ф. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Буальдьё Ф. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Буальдьё Ф. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 14 символа