Бузони Ф. Б.

98

(Busoni) Ферруччо Бенвенуто (1 IV 1866, Эмполи близ Флоренции - 27 VII 1924, Берлин) - итал. Пианист, композитор, дирижёр, педагог и муз. Писатель. Чл. Болонской филармонич. Академии (1881, с 15 лет), доктор Цюрихского ун-та (1919). Лауреат 1-го междунар. Конкурса им. А. Г. Рубинштейна (Петербург, 1890, пр. По композиции). Композицию изучал под рук. В. Майера (В. А. Реми), по фп. Занимался самостоятельно. Концертировал и сочинял музыку с детства. В 1888-90 преподаватель муз. Ин-та в Гельсингфорсе (Хельсинки. Класс фп.). В 1890-91 профессор Моск. Консерватории (класс фп.), в 1891-92 - Новоанглийской консерватории в Бостоне. С 1894 жил в Берлине, где организовал "бузониевские оркестровые вечера" (1902-09) с целью пропаганды новых и редко исполняемых произв.

Вёл классы высшего пианистич. Мастерства в Веймаре (1901-02), Вене (при Академии музыки, 1907-08), Базеле (1910-13). В 1913-14 профессор и директор по учебной части Музыкального лицея в Болонье. В 1915-1920 жил в Цюрихе. С 1920 профессор берлинской Академии искусств (класс композиции). Неоднократно гастролировал в России, где его последние выступления (1912, 1913), совпавшие с гастролями И. Гофмана, дали повод к т. Н. Войне бузонистов и гофманистов.Б. - один из крупнейших пианистов, мастер импровизаторского иск-ва. Его игра отличалась глубиной мысли, самобытностью и оригинальностью трактовки, ослепительной техникой, богатством и разнообразием тембровых красок. Однако часть публики и критики отмечала недостаточную эмоциональность и особенно крайнюю субъективность интерпретации, приводившую порой к изменениям в авторском тексте.

Обширный репертуар Б. Состоял в основном из произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и Ф. Листа. Особенно удавались ему Бах и Лист, меньше - Шопен. Вершина деятельности Б.-пианиста - "листовский цикл" (1911, Берлин, 6 вечеров, посвящённых 100-летию со дня рождения Листа).Развитию пианистич. Иск-ва способствовали разработанные Б. Методы упражнений ("техническая фразировка", "технические варианты") и приёмы перелож. С органа, изложенные в комментариях и приложениях к его редакции 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха (1894-97, рус. Пер., М., 1941). Широко известны также многочисл. Редакции и транскрипции др. Сочинений Баха и Листа.Обширно композиторское наследие Б. Сочинения зрелого периода характеризуются смелым новаторством в области гармонии, формы.

Недооценивавшиеся при жизни Б., его произв. Впоследствии привлекали всё большее внимание муз. Мира. Наиболее значит. Из них - оперы "Турандот" (1917), "Арлекин, или Окна" (1916), "Доктор Фауст" (1916-24, не окончена). "Контрапунктическая фантазия" для 2 фп. (1922), фп. Концерт (1904), 2-я соната для скрипки с фп. E-moll (1898) и др.Взгляды на музыку Б. Изложил в книгах и многочисл. Статьях, где он полемизировал с рутинёрами, доказывал правомерность "обработок", требовал преобразования оперы, отстаивал принципы "молодой классичности" (junge Klassizitat), к-рая, по его мнению, должна господствовать в иск-ве в противовес романтич. Преувеличениям, экспрессионизму, импрессионизму.Б. Оказал влияние не только на своих учеников (по фп.

- Г. Н. Беклемишев, Э. Боске, А. Браиловский, П. Грейнджер, М. Задора, Э. Петри, Л. Сирота, Ю. Турчиньский и др. По композиции - К. Вейль, Д. Митропулос, Н. Набоков, В. Р. Фогель, Ф. Ярнах и др.), но и на мн. Музыкантов, художников, писателей и поэтов. С 1949 в Больцано (Италия) ежегодно проводятся Междунар. Конкурсы пианистов им. Б.Сочинения. Оперы (либр. Б.) - Выбор невесты (Die Brautwahl, по Э. Т. А. Гофману, 1908-10, пост. 1912, Национальный т-р, Гамбург), Арлекин, или Окно (Arlecchino о le Finestre, 1914-16, пост. 1917, Муниципальный т-р, Цюрих), Турандот (по К. Гоцци, 1917, там же), Доктор Фауст (завершена Ф. Ярнахом, 1925, т-р "Королевская опера", Дрезден). Для орк. - 4 сюиты (No 1, op. 25, 1888. No 2, op. 34a, 1895, нов. Ред. 1903. No 3, op. 41, 1904. No 4, op. 45, изд.

1917), 6 элегий и др. Для инструмента (соло) с орк. - Konzertstьck для фп. (ор. 31а, 1890), концерт для скр. (D-dur, op. 35a, 1899), концерт для фп. (с заключит. Мужским хором на сл. А. Г. Эленшлегера, ор. 39, 1904. Вариант с финалом без хора - 1906), Индейская фантазия для фп. (ор. 44, 1913), концертино для кларнета (1918). Камерно-инстр. Ансамбли - 2 квартета (C-dur, op. 19, 1881. D-moll, op. 26, 1889), 2 сонаты для скр. И фп. (C-dur, op. 29, 1890. E-moll, op. 36a, 1898) и др. Для фп. В 2 руки - 6 сонатин (1910-21), Элегии (7 пьес, 1907, изд. 1908), Молодёжи (An die Jugend, 4 пьесы, 1908, изд. 1909), Индейский дневник (Indianisches Tagebuch, 4 этюда, 1915, изд. 1916), Токката (1921, изд. 1922), Фортепианное упражнение (Klavierьbung, 5 тетр., 1918-22. 10 тетр., 1925) и др.

Для 2 фп. - Импровизация на тему хорала Баха (1916), Контрапунктическая фантазия (1921, изд. 1922). Песни. Обработки, в т. Ч. Для фп. - скр. Чакона, 10 хоральных прелюдий Баха, фантазия Листа на темы оперы "Свадьба Фигаро" Моцарта, для 2 фп. - увертюра к опере "Волшебная флейта", Фантазия для механич. Органа, Концертное дуэтино Моцарта, для фп. С орк. - Испанская рапсодия Листа, и др. Ред. - клавирные произв. Баха (25 тт.), все фп. Этюды (3 тт.) и фантазия "Дон-Жуан" Листа.Литературные сочинения. Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, B., 1907, доп., 1916, 1954 (рус. Пер. - Эскиз новой эстетики муз. Искусства, СПБ, 1912). Versuch einer organischen Klavier-Notenschrift, Lpz., 1910. Von der Einheit der Musik. Verstreute Aufzeichnungen, В., 1922 (с нотогр.

И библ.), rev. Ung erg. - Wesen und Einheit der Musik, В., 1956. Ьber die Mцglichkeiten der Oper..., Lpz., 1926. Scritti e pensieri sulla musica. A cura di L. Dallapiccola e G. M. Gatti..., Mil., 1954. О пианистическом мастерстве. Избр. Высказывания, в сб. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1, М., 1962.Письма. Briefe an seine Frau, Erenbach - Z. - Lpz., 1935. Fьnfundzwanzig Busoni-Briefe, hrsg. Von G. Selden-Goth, W. - Lpz. - Z., 1937.Литература. Левитин A., Три отрывка из повести "В музыкальной бурсе", "СМ", 1936, No 2. Бариновa M. H., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964. Коган Г., Ферруччо Бузони, М., 1964, доп., 1971. Его же, Д'Альбер, Бузони и современность, "СМ", 1967, No 1, с. 58-60 (то же, в кн. Коган Г. М., Избр. Статьи, вып.

2, М., 1972). Гнесина Е., Из моих воспоминаний о Ферруччо Бузони, в кн. Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966. Кемпф В., Незабываемые встречи, "СМ", 1967, No 1, с. 60-64;Leichtentritt H., Ferruccio Busoni, Lpz., 1916 (с нотогр. И библ.). Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918, 1920. Selden-Goth G., Ferruccio Busoni. Der Versuch eines Portrдts, Lpz. - W. - Z., 1922 (с нотогр. И библ.). Werk-Verzeichniss, Lpz., 1924. Wassermann J., In memoriam Ferruccio Busoni, В., 1925. Аltmann W., Versuch einer Bibliographie ьber neue Musik, Ferruccio Busoni, в кн. Von neuer Musik..., Kцln, 1925. Bonaccorsi A., в сб. Miscellanea storica della Valdesi, 38, Cactelfiorantino, 1930. Martinssen C. A., Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schцpferischen Klangwillens, Lpz., 1930 (рус.

Пер. - Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли, М., 1966). Nаdel S. F., Ferruccio Busoni, Lpz., 1931. Dent E., Ferruccio Busoni, a biography, L., 1933 (с нотогр. И библ.), Oxf., 1966. Zweig St., Begegnungen mit Menschen, Bьchern, Stдdten, W. - Lpz. - Z., 1937, нов. Изд., В. - Fr./M., 1956 (рус. Пер. - Встречи с людьми, городами, книгами, в кн. Цвейг С., Собр. Соч., т. 7, М., 1963). Debusmann E., F. Busoni, Wiesbaden, 1949 (с нотогр. И библ.). Busoni Gerda, Erinnerungen an Ferruccio Busoni, В., 1958. Sсhonberg H. С., Dr. Faustus at the deyboard, в его кн. The great pianists, N. Y., 1963, p. 345-54. Selden-Goth G., Ferruccio Busoni. Un profilo, Firenze, 1964. Stuckenschmidt H. H., Ferruccio Busoni. Zeittafel eines Europдers, Zьrich, 1967.

Оesсh H., Busoni, в его кн. Wladimir Vogel, Bern, 1967, S. 17-41.Г. М. Коган..

Значения в других словарях
Будашкин Н. П.

Николай Павлович (р. 24 VII (6 VIII) 1910, дер. Любаховка, ныне Калужская обл.) - советский композитор. Нар. Арт. РСФСР (1972). В 1917-1929 жил в Чите, учился, работал в кузнице. Играл на балалайке, домре, мандолине, в любительском дух. Оркестре и оркестре русских народных инструментов. С 1929 учился на рабфаке Моск. Консерватории (класс композиции В. А. Белого). В 1937 окончил консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. В годы Вел. Отечеств. Войны 1941-45 служил в Балтийском флоте. Жи..

Будкевич М. Я.

Мария Яковлевна (наст. Имя - Ванда) (1869, Бердичев - дата и место смерти неизв.) - рус. Певица (сопрано). Училась в Киевском муз. Уч-ще (фп., виолончель). Брала уроки пения у К. Эверарди. После дебюта в киевской труппе И. Я. Сетова (Маргарита де Валуа в "Гугенотах") работала в Харькове, Казани, Саратове, Вильнюсе и др. В сезоне 1897-98 выступала в партии Антониды ("Иван Сусанин") в Большом т-ре. С 1898 солистка Мариинского т-ра (Петербург). Исполняла центр. Партии в операх М. И. Глинки ("Иван С..

Букейханов Н.

Науша (1874, аул Шунгай, ныне Джаныбекского р-на Уральской обл. - 1944) - сов. Народный домбрист. Учился у известных мастеров Макара, Салавата, позднее у Турыпы, последователей традиции Даулеткерея. Беседы со знатоком и собирателем фольклора А. В. Затаевичем (1927) определили формирование творчества Б. Среди кюев, исполнявшихся Б., были. "Жигер", "Керильме" Даулеткерея. "Адай", "Кисен-Ашкан" Курмангазы. "Демалыс", "Байжума" Аликея, "Ортпа", "Жакия" Турыпа. "Мусираликюй", "Каражан" Мусирали и др...

Букиник М. Е.

Михаил Евсеевич (29 X (10 XI) 1872, Дубно - 1947, США) - виолончелист. Учился у А. Э. Глена (в 1885-90 в Муз. Уч-ще Харьковского отделения РМО, в 1890-95 в Моск. Консерватории). Концертировал в России и за границей, выступая преим. В камерных ансамблях (с С. И. Танеевым, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером, Б. О. Сибором, А. Ф. Гедике, В. Ландовской и др.). Пресса отмечала высокую культуру и выразительность исполнения Б. В 1899-1904 преподавал игру на виолончели в Муз. Уч-ще Саратовского отде..

Дополнительный поиск Бузони Ф. Б. Бузони Ф. Б.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бузони Ф. Б." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бузони Ф. Б., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 12 символа