Вальс

240

(франц. Valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться. Англ. Waltz, итал. Valzero) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением. Один из самых распространённых бытовых муз. Жанров, прочно утвердившийся в проф. Музыке европ. Стран. Муз. Размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.Назв. "В." появилось в 70-х гг. 18 в. Как обозначение нар. Крестьянского танца нек-рых областей Юж. Германии и Австрии (то же что лендлер, или "нем. Танец").С проникновением в город (прежде всего в Вену) танц. Движения и музыка В. Становятся более плавными, темп - более быстрым, определяется яркий акцент на 1-й доле такта, ритмич. ФормулаС нач. 19 в. В. - самый популярный во всех слоях европ.

Общества танец. Развитие В. Особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского В. Связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного "королём вальса". И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 В. ("Walzerkette" - "цепь вальсов") с интродукцией и кодой, обогатил В. Со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно В. Наиболее известны его В. "Прекрасный голубой Дунай", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Кроме венского В., были распространены разл. Варианты франц.

В., состоявшего из трёх частей разл. Темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны В. Франц. Композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 в. Появляется новый вид В. - В.-бостон, пришедший в Европу из Сев. Америки в 20-х гг. (наз. Также англ. В., медленный В., см. Бостон).Ранний В., мало отличавшийся от лендлера, или "немецкого танца", нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои В. Во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая В. В лирич. Миниатюру. Форма шубертовских В. - простая двухчастная или (реже) трёхчастная - типична для ранних В. Такие В. Часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области В. Были продолжены Р. Шуманом ("Бабочки" и "Карнавал" для фп.) и И.

Брамсом (16 вальсов для фп. В 4 или 2 руки, ор. 39, "Вальсы любви" и "Новые вальсы любви" для вокального квартета, а также для фп. В 4 руки).Тенденция к превращению В. В крупное конц. Инстр. Произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля ("Танцы для зала Аполлона" - "Tдnze fьr die Apollosale" для фп. - с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в "Приглашении к танцу" ("Aufforderung zum Tanz") К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе В. Создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтич. Идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтич. Музыки, сочетая в себе лирико-поэтич.

Выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.В. Проникает во многие виды инстр. И вок. Музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта ("Фантастическая симфония" Берлиоза, 5-я симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен ("Фауст", "Евгений Онегин"), В. Используется как основа сольных вок. Эпизодов ("Ромео и Джульетта" Гуно, "Травиата" Верди, "Богема" Пуччини и др.). В. Широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.Характерные черты В. - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П.

И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.Жанр В. Получил развитие во мн. Нац. Муз. Школах (вальсы Э. Грига для фп., "Грустный вальс" - "Valse triste" Я. Сибелиуса и др.). Особое значение он приобрёл в рус. Музыке - от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фп., рус. Бытовой романс) до классич. Образцов поэтически обогащенного симф. И концертного В. (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).В симф. Творчестве П. И. Чайковского В. Служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева ("Пушкинские" В., опера "Война и мир", балет "Золушка" и др.).В музыке 20 в.

Жанр В. Иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого - с оттенком идиллия, любования или же в юмористич., иронич., гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера "Кавалер роз"), М. Равель (хореографии, поэма "Вальс", представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию В. Прибегают И. Ф. Стравинский ("Петрушка", "История солдата"), А. Берг ("Воццек"), Д. Д. Шостакович ("Катерина Измайлова"),Литература. Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936. Ивановский Н. П., Бальный танец XVI - XIX веков, Л.-М., 1948. Вie О., Der Tanz, В., 1906. Weig1 В., Die Geschichte des Walzers nebst einem Anhang ьber die moderne Operette, Langensalza, 1910. Mendelssohn J., Zur Entwicklung des Walzers, "StMw", Jg XIII, 1926.

Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933. Сarner M., The waltz, L., 1948. Nick Ed., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., (1954).Е. M. Царёва..

Значения в других словарях
Вальдтейфель Э.

(Waldteufel) Эмиль (9 XII 1837, Страсбург - 16 II 1915, Париж) - франц. Композитор и дирижёр. Ученик А. Мармонтеля (фп.) и Э. Лорена (композиция). После окончания Парижской консерватории выступал как пианист. Первые вальсы - "Радость и горе" ("Joies et peines") и "Манола" ("Manola") опубликовал на собств. Средства. Огромный успех этих произв. Определил творчество композитора, сочинившего за свою жизнь ок. 250 вальсов. Часто темы вальсов В. Заимствовал из произв. Др. Композиторов. Так, его знамен..

Валькарсель Т.

(Valcarcel) Теодоро (17 (по др. Данным - 19) X 1900, Пуно - 20 III 1942 (по др. Данным - 1943) Лима) - перуанский композитор и фольклорист. Муз. Образование получил в Милане, позже занимался в Барселоне у Ф. Педреля. Один из активнейших собирателей муз. Фольклора Перу. Опубл. Ряд сб-ков обработок, в т. Ч. "30 песен индейской души" ("30 cantos de alma vernacular", 1935), "4 инкские песни" ("4 canciones incaicas". Изд. Также в СССР, 1968). В своём творчестве широко использовал креольский и индейск..

Вальтер Б.

(Walter, наст. Фам. Шлезингер (Schlesinger)) Бруно (15 IX 1876, Берлин - 17 II 1962, Беверли-Хилс, Калифорния) - нем. Дирижёр. Учился композиции и игре на фп. В консерватории Штерна (Берлин). В 18 лет дебютировал как дирижёр в оперном т-ре Кёльна в спектакле "Оружейник" Лорцинга. В 1894-96 был концертмейстером, хормейстером, дирижёром в Гамбургской опере. Затем работал в оперных т-рах Бреслау (Вроцлав, 1896), Пресбурга (Братислава, 1897), Риги (1898) и в Берлинской королевской опере (1900). В 19..

Вальтер В. Г.

Виктор Григорьевич (1865, Таганрог - 21 IV 1935, Париж) - рус. Скрипач, муз. Писатель и критик. В 1890 окончил Петерб. Консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. С того же года концертмейстер оркестра Мариинского т-ра. Возглавлял струн. Квартет "Русских камерных вечеров". С 1897 выступал в периодич. Печати. Вёл муз. Отдел в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. С 1925 жил в Париже.Сочинения. Как учить игре на скрипке. Практич. Пособие для учителей и учащихся, СПБ, 1897, перераб. ..

Дополнительный поиск Вальс Вальс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вальс" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вальс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа