Варез Э.
(Varese) Эдгар (22 XII 1885, Париж - 7 XI 1965, Нью-Йорк) - амер. Композитор, муз.-обществ. Деятель и дирижёр. По нац. Француз. В 1904-06 изучал композицию в Схола канторум у А. Русселя и В. Д'Энди, в 1906-07 - в классах высшего мастерства у III. Видора в консерватории в Париже. Выступал как дирижёр с любит. Хором, организованным им при Нар. Ун-те. С 1908 работал в Берлине, где был творчески связан с Ф. Бузони, М. Рейнхардтом и Г. Гофмансталем (написал музыку к его драме "Эдип и Сфинкс"). Организовал Симф. Хор, с к-рым исполнял (1908-09) музыку ранних полифонистов. В 1914 дирижировал Филармонич. Оркестром в Праге. В 1915 поселился в США. Основал в Нью-Йорке ряд муз. Организаций, пропагандировал совр. Музыку. Дирижировал созданным им Новым симф.
Оркестром (1919), организовал Междунар. Гильдию композиторов (совм. С К. Сальседо, существовала в 1921-27), был одним из основателей Панамериканского об-ва по пропаганде амер. Музыки (1926), рук. Хоров. Б. Ч. Произв. В., написанных до 1915 (в романтич. И импрессионистич. Стиле), не сохранилась. В зрелые годы он обратился к экспериментам в области ритмич. И тембрового обновления музыки. Занимаясь проблемами электронной музыки, акустики, поисками новых муз. Звучаний, пытался расширить акустич. Возможности обычных инструментов ("Интегралы" для камерного оркестра и ударных, 1923, "Ионизация" для 41 ударного и 2 сирен, 1931). Считая музыку "организованным шумом", отстаивал (и претворял в творчестве) конструктивистские идеи о необходимости обновления муз.
Языка с помощью совр. Техники и индустриальных шумов (связь музыки с техникой подчёркивается назв. Его произв.), искал новые комбинации звуков, стремился к усложнённым динамич. И ритмич. Построениям. В произв. "Пустыни" ("Dйserts", для электронных дух. И ударных, 1954) впервые в истории муз. Иск-ва применил приём сочетания оркестровой и конкретной музыки (звучание обычных инструментов контрастирует с электронной, усиленной 3 репродукторами и записью фабричных шумов). Публич. Исполнение произв. В. В Европе и США неоднократно вызывало протесты аудитории. Эстетич. Взгляды В. Оказали влияние на творчество композиторов- авангардистов.Сочинения. Для орк. - Америки (Amйriques, 1926), Аркана (Arcana, 1927). Для голоса и орк. - Пространство (Espace, 1937) для хора и орк., симфония с хором (1937), поэма для сопрано и орк.
Металл (Metal, 1937), Ночные (Nocturnal) - I (1961) и II (1962) для сопрано, хора и орк. Приношения (Offrandes,1922, для сопрано и камерн. Орк.). Камерн. Соч. - Гиперпризма (Hyperprisme, 1923, для духовых и ударных), Октандр (Octandre, 1924, для 7 духовых и контрабаса), Плотность 21,5 (Density 21, 5, 1936, для флейты-соло и камерн. Орк.). Для электронных инстр. И "организованного шума" - Экваториал (Equatorial, для органа, ударных, труб, тромбонов, 2 терменвоксов и баса, 1934), Электронная поэма (Poиme Electronique, 1958, для Междунар. Выставки в Брюсселе, ЭКСПО-58, с использованием 425 репродукторов c 11 каналами), Ночью (Dans la nuit, на cл. Г. Мишо, для хора, 15 медных духовых, ударных, органа и волн Мартено (электроинстр.).Литературные сочинения.
Les instruments et la machine йlectronique, "L'Вge nouveau", P., 1955, No 92. Tout Jeune homme j'habitais Berlin, в кн. Le poиme йlectronique, Le Carbusier, 1958. Le dйstin de la musique est de conquйrir la libertй, "Libertй 59", Montreal, 1959, Sept.- Oct.Литература. Wa1dman F., Edgar Varиse, "Juilliard Review", 1954. Vivier O., Innovations instrumentales d'Edgar Varиse, "RM", 1955, No 226, p. 188-97. Wilkinson M., An introduction to the music of Edgar Varиse, "The Score", 1957, March, p. 5. Его же, Edgar Varиse - pionier and prophet, "Melos", 1961, No 3, p. 68-76.М. М. Яковлев..
Дополнительный поиск Варез Э.
На нашем сайте Вы найдете значение "Варез Э." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Варез Э., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 8 символа