Василенко С. Н.
Сергей Никифорович (18(30) III 1872, Москва - 11 III 1956, там же) - сов. Композитор, дирижёр, педагог. Нар. Арт. РСФСР (1940) и Узб. ССР (1939). Доктор искусствоведения (1943). Занимался теорией музыки у А. Т. Гречанинова. Окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та (1895), в 1901 - Моск. Консерваторию, где учился у С. И. Танеева, M. M. Ипполитова-Иванова и В. И. Сафонова. В это время В. Был уже автором мн. Сочинений, в т.ч. Симф. Поэмы, струн. Квартета, фп. Пьес и романсов, оперы-кантаты "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" (1901). В годы учения дирижировал студенч. Оркестром, работал в консерватории помощником В. И. Сафонова в оперном и хоровом классах. С 1906 преподаватель, с 1907 профессор Моск. Консерватории по классам инструментовки (в 1932-41 и 1943-56 зав.
Кафедрой) и композиции. Среди учеников В. А. В. Александров, A. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, Л. А. Половинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др. В 1907-17 B. Проводил в Москве общедоступные исторические концерты, в к-рых выступал как дирижёр, обрабатывал для них произв. Старинной музыки. К участию в этих концертах В. Привлёк выдающиеся артистические силы. Муз.-просветительная деятельность В. Приобрела особенно широкие масштабы после Великой Oкт. Социалистической революции. В 1918 он дирижировал симфоническими концертами в различных районах Москвы, в 1919 провёл цикл лекций-концертов в Московском университете. Был одним из организаторов муз. Радиовещания (1925). С 1938 работал в Ташкенте, способствуя развитию проф. Узбекской муз. Культуры.В своём творчестве В.
Опирался на традиции рус. Классич. Музыки 19 в. И колористические завоевания импрессионизма. Красочность и мастерство оркестровой звукозаписи были наиболее сильными сторонами его произв. Для В. Характерен глубокий интерес к рус. Нар. Песне, он увлекался поэзией Древней Руси, старинным эпосом. Под рук. С. В. Смоленского изучал древнерус. Крюковое пение, образцы к-рого использовал в некоторых сочинениях (1-я симфония, 1906). В творчестве предреволюционных лет В. Отдал дань эстетско-символистским тенденциям (симф. Поэма "Сад смерти" по О. Уайльду и др.). Особое место в творчестве В. Занимали образы Востока. Если в ранних произв. Композитора они носили иногда условно-экзотический эстетизированный характер ("Экзотическая сюита" для голоса и инстр.
Ансамбля, 1916, и др.), то непосредственное знакомство с музыкой народов СССР позволило композитору верно и правдиво воспроизвести особенности разных нац. Культур. В. Принадлежат симф., камерные, хоровые и др. Произв., в к-рых он разрабатывал фольклор народов советского и зарубежного Востока. Также автор обработок рус. Нар. Песен. Внёс значит. Вклад в музыку для духовых и нар. Инструментов.Сочинения. Оперы - опера-кантата Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре (1903, Моск. Частная рус. Опера), Сын солнца (1929, Большой т-р), Христофор Колумб (1933), Буран (совм. С М. Ашрафи, 1939, Ташкент), Великий канал (совм. С М. Ашрафи, 1941, там же), Суворов (1942, Моск. Муз. Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Балеты - Нойя (1923), Иосиф Прекрасный (1925, Большой т-р), В солнечных лучах (1926, Одесса), Лола (1943, Моск.
Муз. Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), Карусель (1933, Москва), Цыганы (по А. С. Пушкину, 1937, Нар. Дом, Ленинград), Акбиляк (1943, Ташкент), Мирандолина (1949, Большой т-р). Оперетта - Девушка из кофейни (1938, Свердловск). Для солистов, хора и орк.- кантата к 20-летию Октября (1937). Для орк. - 5 симфоний (в т.ч. 4-я Арктическая, 1934), поэма Сад смерти (1908, по О. Уайльду), симф. Сюиты На тему лютневой музыки 16-17 вв. (1914), Зодиак (на темы франц. Композиторов 18 в. (1914), 2 Китайские (1928, 1931), Туркменские картины (1931), Советский Восток (1932), Узбекская (1943), Украина (1945), Балетная (Мирандолина, 1946. Гос. Пр. СССР, 1947). Рапсодии - Красноармейская (1932) и Славянская (1945). Концерты с орк. - для фп. (1949), для скрипки (1913, 1952), для влч.
(1944), для арфы (1949), концерт-поэма для трубы (1945), для кларнета (1953), для валторны (1953), для балалайки (1931). Для орк. Нар. Инструментов - сюита В деревне (1943), Колхозная сюита (1953). Для домрово-балалаечного орк. С духовыми инструментами - 3-я симфония (Итальянская, 1934). Для голоса и инстр. Ансамбля - Экзотическая сюита (1916). Камерно-инстр. Произв. Свыше 200 романсов (в т.ч. Циклы Заклинания, 1909. Марийские песни, сл. К. Д. Бальмонта, 1913. 6 индусских мелодий, сл. Р. Тагора и С. Н. Василенко). Обр. Нар. Песен, в т.ч. 10 рус. Нар. Песен (1929). 8 негр. И инд. Мелодий (1934), и др. Музыка к драм, спектаклям и фильмам.Литературные сочинения. Страницы воспоминаний. М.-Л., 1948. Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1-2, М., 1952-59.Литература.
Беляев В., С. Н.Василенко, М., 1927. Сергей Василенко - XXV лет муз. Деятельности. Юбилейный сборник статей под ред. В. Яковлева, М., 1927. Pоляновский Г., С. Н. Василенко, М.-Л., 1947. Его же, С. Н. Василенко, М., 1964. Фортунатов Ю. A., С. Н. Василенко, в кн. Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1986.Г. А. Поляновский..
Дополнительный поиск Василенко С. Н.
На нашем сайте Вы найдете значение "Василенко С. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василенко С. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 15 символа