Вводный тон

96

Неустойчивый звук лада, расположенный на секунду ниже или выше I ступени и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. Т. Звук II ступени - соответственно верхним. В. Т. Обладают наиболее интенсивным мелодич. Тяготением к главному звуку лада, в особенности В. Т., отстоящий от него на малую секунду вниз (в натуральном и гармонич. Мажоре и гармонич. Миноре это звук VII ступени - лат. Subsemitonium modi, нем. Leitton, фран. Note sensible - "чувствит. Нота", англ. Leading note). Нижний В. Т. Является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию. Под "вводнотоновостью" часто подразумевают специфич. Остроту малосекундового, полутонового тяготения. Как выявление и обострение потенциальной "вводнотоновости" может рассматриваться всякая мелодич.

Альтерация, создающая как бы искусственные хроматич. В. Т. Одним из характерных признаков мажора и минора, с развитием к-рых связана история В. Т., является его разрешение. Асафьев назвал В. Т. "глаголом" европ. Лада. Вызревание элементов мажора и минора в европ. Проф. Музыке выразилось, в частности, в возникновении системы В. Т. (subsemitonium modi - "нижний полутон лада") практически ко всем осн. Ступеням муз. Звукоряда (первоначально в связи с транспозицией т. Н. Церковных ладов - musica ficta, 13-16 вв.). Характерные мелодич. И гармонич. Обороты с В. Т., закрепившиеся в 15-16 вв. В каденциях, с установлением господства мажоро-минорной системы в 17-19 вв. Стали применяться и вне каденций. Переход от одного нижнего В. Т. С его разрешением к другому в классич.

Ладогармонич. Системе обычно относился к признакам модуляции или отклонения. В эпоху романтизма происходит накопление внутритональной вводнотоновости альтерационного происхождения. Э. Курт ввёл понятие "свободной вводнотоновой группы" (freie Leittoneinstellung по X. Эрпфу) для обозначения одновременного сочетания неск. Звуков, являющихся В. Т. По отношению к аккорду разрешения (напр., des-f-as-h-dis-fis к тонике C-dur, "прилегающие" звуки по русской терминологии И. В. Способина).Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Ваххаб М.

Абд аль-Ваххаб Мухаммед (р. 1902, Каир) - егип. Композитор, певец, лютнист, актёр и режиссёр кино. Автор и исполнитель лирич. Песен, мн. Из к-рых вошли в поставленные им кинофильмы 1930-50-х гг. ("Белая роза", "Счастливый день" и др.) и стали популярными. Создатель нового стиля лирич. Песни, в к-ром мелодич. Обороты евро-амер. Песенной лирики сочетаются с интонациями, характерными для егип. Нац. Муз. Иск-ва. Автор музыки к спектаклям драм. Т-ра.Литература. Еолян И., Очерки арабской музыки, М., 1..

Вацлав из Шамотул

(Waclaw z Szamotul), Шамотульчик, Шамотульский (Szamotulczyk, Szamotulski) (1533 или 1534, Шамотулы - 1567 или 1568, Пиньчув) - польский композитор и поэт, деятель польского Возрождения. Учился в Познани и Кракове. Один из видных мастеров полифонич. Стиля a cappella. Автор церк. Музыки (мессы, мотеты, псалмы, духовные песни и др.). Среди сочинений В. Из Ш. Выделяются мотеты, написанные с широким использованием имитационной техники, они отличаются тонким чувством гармонич. Стиля, насыщены живым, ..

Вебер К. М.

(Weber) Карл Мария фон (18 или 19 XI 1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн - 5 VI 1826, Лондон) - нем. Композитор, дирижёр, пианист, муз. Писатель. Один из первых композиторов-романтиков, создатель нем. Романтич. Оперы, организатор нац. Муз. Т-ра. Муз. Способности В. Унаследовал от отца, оперного капельмейстера и антрепренёра, игравшего на мн. Инструментах. Странствуя с труппой отца, В. С детства сроднился с т-ром, но не получил ни общего, ни систематического муз. Образования. Брал уроки композиц..

Вебер Ф. Д.

(Weber) Фридрих Дионис (наст. Имя и фам. - Бедржих Дивиш, Divis) (9 X 1766, Велихов, близ Карлови-Вари - 25 XII 1842, Прага) - чеш. Композитор, педагог, органист, муз. Писатель. Учился музыке у Г. И. Фоглера. В конце 18 в. Выступил как автор фп. Пьес (Бравурные вариации для фп. С орк.), танцев (менуэты, лендлеры, кадрили), маршей. Позднее писал камерные сочинения, пьесы для духовых инструментов, кантаты, мессы и др. Был первым директором Пражской консерватории (1811-42) и написал о ней информац...

Дополнительный поиск Вводный тон Вводный тон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вводный тон" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вводный тон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа