Веберн А.

95

(Webern) Антон (3 XII 1883, Вена - 15 IX 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга) - австр. Композитор и дирижёр. Занятия музыкой начал с 10 лет (игра на фп., теория музыки). В 1902-06 изучал музыковедение в Венском ун-те под рук. Г. Адлера, гармонию и контрапункт - у Г. Греднера и К. Навратила. За работу о творчестве Г. Изака В. Получил степень д-ра философии. В 1904-08 занимался композицией у А. Шёнберга. К этому времени относятся первые сочинения В., исполненные в частном муз. Собрании. В 1908-1913 работал оперным и симф. Дирижёром в городах Австрии и Германии (Вена, Теплиц, Данциг, Штеттин). В 1915-16 находился на воен. Службе. В 1917-18 и в 1920 В. Дирижёр нем. Т-ра в Праге. В 1922-1934 руководитель симфонич. Концертов для рабочих, в 1923-34 - хора Венского рабочего певческого об-ва.

В 20-х - нач. 30-х гг. Неоднократно выступал как дирижёр на фестивалях совр. Музыки в Вене, Донауэшингене, Цюрихе. Гастролировал в Берлине, Мюнхене, Лондоне и др. Городах. В 1927-38 дирижёр австр. Радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии. С 1929 В. Давал частные уроки композиции. Среди его учеников - композиторы и теоретики К. А. Хартман, X. Сирль, В. Рейх. Последние годы жил уединённо в Мёдлинге, занимаясь только творческой работой. Был убит близ Зальцбурга случайным выстрелом амер. Солдата.В. Принадлежит вместе с А. Шёнбергом и А. Бергом к ведущим представителям т. Н. Новой венской школы. Его творчество сложилось под влиянием эстетич. Принципов экспрессионизма. Будучи учеником и единомышленником Шёнберга, В.

Усвоил мн. Его взгляды и методы композиции. Вместе с тем, уже в ранних сочинениях В. Проявилось своеобразие его муз. Письма - предельный лаконизм и скупость звуковых средств, вызывающих ощущение "бесплотности", ирреальности образов. Шёнберг в предисловии к 6 багателям для струн. Квартета В. (ор. 9, 1913) писал, что в них "каждый взгляд становится поэмой, каждый вздох звучит как роман". Шёнберг подчёркивал, что смысл этой музыки понятен только для посвященных. То же стремление "выразить невыразимое" с помощью кратких, афористич. Звуковых штрихов проявилось в 5 пьесах для оркестра (ор. 10, 1911-13), одна из к-рых длится всего 19 секунд. Мистич. Символика этих пьес раскрывается в заголовках, к-рые были даны композитором при первом исполнении их в Вене.

"Прообраз", "Превращение", "Возвращение", "Воспоминание", "Душа". В дальнейшем творчество В. Эволюционировало в направлении всё большей абстрактности языка и стиля. Метод додекафонии, разработанный Шёнбергом, был превращен В. В жёсткую догматич. Систему. В нек-рых его поздних произв. Мелодия, гармония, полифония, даже тембровая окраска определяются лежащей в основе сочинения серией и рассматриваются лишь как её проекция (прямая, обращенная и т. Д.) в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ряд приёмов, характерных для экспрессионизма в музыке, переходит у В. В свою противоположность. Вследствие разрушения естеств. Ладовых связей между звуками, диссонирующие интервалы, преобладающие в мелодике В., теряют напряжённость звучания.

Этому способствует и специфич. Манера изложения (крайняя удалённость звуков, объединяемых лишь при помощи ритма и фактуры), приводящая к раздроблению муз. Ткани на отдельные точки. В результате музыка становится бесстрастной, холодно-созерцательной по колориту, лишённой эмоц. Напряжения и динамики. Отсутствие ладовых тяготений и функциональной логики развития В. Стремился возместить строгой полифонической организацией целого и варьированием серии, осуществляемыми чисто конструктивными методами. Посредством этих приёмов он достигал в произв. 20-х и 30-х гг. Большей временной протяжённости. Среди произв. Этих лет. Симфония (ор. 21, 1928), концерт для 9 инструментов соло (ор. 24, 1934), струн. Квартет (ор. 28, 1938), кантаты (ор.

29 и 31). Однако и здесь муз. Изложение сохраняет характерные для В. Черты аскетизма, разрежённости и детальной дифференциации тембров. По выражению И. Ф. Стравинского, В. Открыл "новое измерение музыкального времени" и "новое расстояние между музыкальным объектом и слушателем". Творч. Метод В. Проистекал из основ его мировоззрения, совмещавшего элементы кантианского рационализма с натурфилософским идеализмом и христианской религиозностью. Опираясь на нек-рые положения И. В. Гёте о развитии в природе, В. Истолковывал их в теологическом плане. Иск-во, по словам В., подчиняется некоему абсолютному, господствующему во всей Вселенной закону развития и произрастания, представлявшемуся ему как проявление высшей божественной воли.

Последовательное осуществление взглядов В. В творчестве приводило к чистой абстракции, формализму, исключению из музыки всех конкретно-образных и эмоционально-выразит. Моментов. Значит. Место в творчестве В. Занимают вок. Жанры. Песни для голоса с сопровождением, хоры, кантаты. Ранние вок. Циклы В. Написал на стихи поэтов-символистов С. Георге и Р. Рильке, затем он обращался к нар. И канонич. Религ. Текстам. Религиозно-пантеистич. Окраска свойственна последним вок. Сочинениям В. На слова поэтессы-любительницы X. Йоне. Начиная с ор. 19 все вок. Произведения В. Основаны на строгом применении серийного принципа (всего им написан 31 op.). Изысканная и дифференцированная манера вок. Письма В. В принципе не отличается от инструментального. Мало исполнявшиеся при жизни композитора, произведения В.

Стали знаменем муз. Авангардизма после 2-й мировой войны. Он был признан создателем нового муз. Миросозерцания в противоположность творчеству Шёнберга и Берга, не порвавших до конца с наследием романтич. Иск-ва. Все произв. В. В 1954-56 были записаны под управлением Р. Крафта на 4 долгоиграющие пластинки (выпущены фирмой "Филипс").В. Принадлежит ряд печатных выступлений по вопросам музыки. Свои творч. Позиции он изложил в двух циклах лекций, прочитанных в Вене (1932-33, изданы посм. - A.Webern, Wege zur neuen Musik, W., 1960).Сочинения. Оперы - Алладина и Паломид (фрагменты к опере по одноим. Пьесе М. Метерлинка, 1908). Для голоса, хора и орк. - 2 песни на сл. И. В. Гёте (из цикла Chinesisch-Deutsche Jahres-und Tageszeiten, для смеш.

Хора с сопровождением челесты, гитары, скр., кларнета и бас-кларнета, ор. 19, 1926), фрагменты к 3-й хоровой песне на сл. Гёте (Auf den Bergen in der reinsten Hцhe, op. 19, 1926). Кантаты - Зрение (Das Augenlicht, op. 26, 1935), Зажигающий луч жизни (Zьndender Lichtblitz des Lebens, сл. X. Йоне, op. 29, 1938-39), И вселенная тоже молчит (Schweigt auch die Welt, op. 31, 1941- 1943). Для голоса с орк. Или ансамблем инструментов - Меч Зигфрида (Siegfrieds Schwert, баллада, сл. Л. Уланда, для голоса с орк., 1903), 2 песни на сл. Р. М. Рильке (для голоса и 9 инструментов, ор. 8, 1910. 3-я ред. 1921. 4-я ред. - 1925), О, нежное пламя гор (О, sanftes Glьh'n der Berge, песня для голоса с орк., B-dur, 1913), 4 песни для голоса с орк. (ор. 13, 1914-18), Спасибо, так я чувствую твою руку (Dank.

So fьhle ich deine Hand, для голоса с орк., 1919), 6 песен на сл. Г. Тракля (для голоса, кларнета, бас-кларнета, скр. И влч., ор. 14, 1917-21), 5 духовных песен (для сопрано, флейты, кларнета, трубы, арфы и влч., ор. 15, 1917-22), 5 канонов на лат. Тексты (для сопрано, кларнета и бас-кларнета, ор. 16, 1924), 3 нар. Песни для голоса, скр., кларнета и бас-кларнета, ор. 17, 1924), 3 песни (для голоса, кларнета и гитары, ор. 18, 1925). Для орк. - Летний ветер. Идиллия (Im Sommerwind, 1904), Пассакалия (op. 1, 1908), 6 пьес (op. 6, 1-я ред. 1909-1911. 2 ред. Обр. Для камерного орк., 1928), 5 пьес. Прообраз (Urbild), Превращение (Verwandlung), Возвращение (Rьckkehr), Воспоминание (Erinnerung), Душа (Seele, op. 10, 1911-13). Симфония (для кларнета, бас-кларнета, 2 валторн, арфы и смычковых, ор.

21, 1928), Вариации (ор. 30, 1940). Для инстр. Ансамбля - концерт для 9 инструментов (флейты, гобоя, кларнета, валторны, трубы, тромбона, скр., альта и фп., ор. 24, 1934), фп. Квинтет (1906/1907). Струн. Квартеты a-moll (без даты), на тему И. Бёма (1905), ор. 28 (1937-38). Отдельные части струн. Квартетов. Рондо (без даты), медленная часть (1905), 5 частей (ор. 5, 1909, переработ. Для струн. Орк., 1929), 6 багателей (ор. 9, 1913), фрагменты (1929). Квартет для скр., кларнета, тенора-саксофона и фп. (ор. 22, 1930), 2 струн. Трио (1925, ор. 20, 1927). Для скр. И фп. - 4 лёгкие пьесы (ор. 7, 1910, окончат. Ред. 1914). Для влч. И фп. - 2 пьесы (1899), 3 маленьких пьесы (ор. 11, 1914), соната (1914). Для фп. В 2 руки - пьеса для фп. (1905-06), часть для фп. Сонаты (1906), вариации для фп.

(ор. 27, 1936). Для голоса с сопровождением фп. - 3 песни на сл. Ф. Авенариуса, Р. Демеля и Г. Фальке (1899-1903), 3 песни на сл. Ф. Авенариуса (1903-1904), 8 песен на сл. Разных поэтов (1901-1904), Любовная песня (Liebeslied, сл. Г. Бёма (1904)), 5 песен на сл. Р. Демеля (1906-08), 5 песен на сл. С. Георге (из поэмы "Седьмое кольцо" - "Der siebente Ring", op. 3, 1907-08), 5 песен на сл. С. Георге (ор. 4, 1908-09), 4 песни на сл. Ли-Таи-По, А. Стриндберга, И. В. Гёте и нар. (ор. 12, 1915-17), 3 песни из "Via in Viae" X. Йоне (op. 23, 1933-34), 3 песни на сл. X. Йоне (ор. 25, 1934-35). Обработки произв. Др. Композиторов, в т.ч. Ф. Шуберта (Немецкие танцы для орк., 1931), И. С. Баха (6-голосная фуга для орк., 1935), Г. Вольфа, Ф. Листа и А. Шёнберга.Литературные сочинения. Wege zur neuen Musik, hrsg.

Von W. Reich, W., 1960 (содержит два доклада В. "Der Weg zur neuen Musik", 1933. "Der Weg zur Komposition mit zwцlf Tцnen", 1932, а также письма В. К издателю В. Рейху).Литература. Рубин М., Веберн и его последователи, пер. С нем., "СМ", 1959, No 4, с. 177-184. Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1964, с. 284-293. Кремлев Ю., Антон Веберн и образный мир его музыки, в сб. Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 8, Л., 1969. А. Webern zum 50. Geburtstag, "'23'. Eine Wiener Musikzeitschrift", 1934, No 4. Leibowitz R., Schoenbert et son йcole, P., 1946, N. Y., 1947. Anton Webern. Dokumente, Bekenntnisse, Erkenntnisse, Analysen, W.-Z.-L., 1955. Adorno T. W., Anton Webern, в его кн. Klangfiguren, В.-Fr./M., 1959. Fortner W., A. Webern und unsere Zeit, "Melos", 1960, Jahrg.

XXVIII, H. 11. Dorian (Fr. Deutsch), Webern als Lehrer, "Melos", 1960, Jahrg. XXVII, No 4. A. Webern. Weg und Gestalt. Selbstzeugnisse und Worte der Freunde, hrsg, von W. Reich, Z., 1961. Ко1neder W., A. Webern. Einfьhrung in Werk und Stil, Rodenkirchcn/Rhein, 1961. Ко1neder W., Moldenhauer H., The death of A. Webern. A drama in documents, N. Y., 1961. Moldenhauer H., Wealth of Webern manuscripts now at University of Washington, "Music of the West", 1961, November. Dallapiссо1a L., Begegnung mit A. Webern, "Melos", 1965, Jahrg. XXXII, No 4. Austin W., Music in the 20 th century, N. Y, 1966, ch. XIX, p. 345-70. Wi1dgans Fr., A. Webern, L., 1966. Moldenhauer H., Anton Webern. Perspectives..., Wash., 1966. Rostand Сl., Anton Webern. L'homme et son oeuvre, P., 1969.Ю.

В. Келдыш..

Значения в других словарях
Вебер Я. Г.

(Weber) Якоб Готфрид (1 III 1779, Фрейнсхейм, Пфальц - 21 IX 1839, Бад-Крёйцнах) - нем. Музыкальный теоретик и композитор. По образованию и профессии юрист, с 1832 генеральный прокурор великого герцогства Гессенского. Одновременно занимался музыкой, играл на флейте, виолончели, фп., изучал муз.-теоретич. Труды. В 1806 основал консерваторию в Мангейме, где также руководил муз. Об-вом. С 1824 издавал журн. "Caecilia". Был близок с К. М. Вебером, Дж. Мейербером. Виднейший нем. Муз. Теоретик своего ..

Веберзинке А.

(Webersinke) Амадей (р. 1 XI 1920, Егерндорф, ныне Крнов, ЧССР) - нем. Пианист, органист и клавесинист (ГДР). Учился в 1938-40 в Ин-те церк. Музыки в Лейпциге у К. Штраубе, И. Н. Давида и О. Вейнрейха. С 1946 доцент Высшей школы музыки в Лейпциге (с 1953 профессор) по классу фп. До 1953 выступал преим. Как органист, в дальнейшем - как пианист. Гастролировал как пианист в ГДР, а также в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Швейцарии, Австрии, Зап. Германии, Египте. Неоднократно посещ..

Вега К.

(Vega) Карлос (р. 14 IV 1898, Каньюэлас, близ Буэнос-Айреса - 10 I I 1966, Буэнос-Айрес) - аргент. Музыковед. Изучал лит-ру и философию в ун-те Буэнос-Айреса. В дальнейшем занимался преим. Исследованием муз. Фольклора. С 1926 рук. Муз. Отдела Аргент. Музея естеств. Наук, с 1933 - фольклорного отделения ф-та философии и лит-ры ун-та в Буэнос-Айресе. В. Записал песни и танцы мн. Сельских р-нов Аргентины, а также др. Стран Юж. Америки (Боливия, Парагвай, Перу, Чили). Им собрано 5000 фольклорных мел..

Вегелиус М.

(Wegelius) Мартин (10 XI 1846, Хельсинки - 22 III 1906, там же) - фин. Композитор, дирижёр и педагог. Изучал философию в ун-те в Хельсинки (в 1869 получил степень магистра). В 1870-78 занимался у Р. Библа (композиция) в Вене, Э. Ф. Рихтера и О. Пауля (гармония и композиция) в Лейпциге, Й. Рейнбергера (композиция) в Мюнхене. В 1878-79 был дирижёром Финского театра в Хельсинки. С 1882 директор основанной им в Хельсинки консерватории (с 1939 - Академия им. Я. Сибелиуса). Одновременно выступал как п..

Дополнительный поиск Веберн А. Веберн А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веберн А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веберн А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа