Веллес Э.
(Wellesz) Эгон (р. 21 X 1885, Вена) - австр. Музыковед и композитор. Д-р философии (1908). Учился в Вене у Г. Адлера (музыковедение) и К. Фрюлинга (фп., гармония) в ун-те, а также у А. Шёнберга (контрапункт, композиция).В 1911-15 преподавал историю музыки в Новой консерватории, с 1913 - в ун-те в Вене (с 1929 профессор).После захвата Австрии нацистской Германией, с 1938 жил в Англии. Вёл педагогич. И науч. Работу в Корол. Муз. Колледже в Лондоне, в Кембриджском, Оксфордском (рук. Исследованиями визант. Музыки), Эдинбургском ун-тах, а также в Принстонском ун-те (США).В. - один из крупнейших исследователей визант. Музыки. Основатель Ин-та визант. Музыки при Венской нац. Б-ке (1932), участвовал в работе Визант. Исследоват. Ин-та в Думбартон-Оксе (США).Один из основателей монумент.
Издания "Памятники византийской музыки" ("Monumenta musicae Byzantinae"), многие тома к-рого подготовил самостоятельно. Одновременно с Г. Тильярдом расшифровал визант. Нотацию т.н. "среднего периода" и раскрыл композиц. Принципы визант. Пения, определив тем самым новый этап в муз. Византологии.Участвует как автор и ред. В "Новой Оксфордской истории музыки". Написал монографию об А. Шёнберге, опубликовал статьи и брошюры о новой венской школе. Как композитор сложился под влиянием Г. Малера и Шёнберга. Писал оперы и балеты, гл. Обр. На сюжеты древнегреч. Трагедий, к-рые ставились в 1920-х гг. В т-рах разл. Нем. Городов. Среди них - "Принцесса Гирнара" (1921), "Алкестида" (1924), "Жертвоприношение пленного" ("Opferung der Gefangenen", 1926), "Шутка, хитрость и месть" ("Scherz, List und Rache", по произв.
И. В. Гёте, 1928) и др. Балеты - "Чудо Дианы" ("Das Wunder der Diana", 1924), "Персидский балет" (1924), "Ахилл на Скиросе" (1927) и др. В. - автор 5 симфоний (1945-58) и симф. Поэм - "Предвесеннее" ("Vorfrьhling", 1912), "Торжественный марш" (1929), "Заклинания Просперо" ("Prosperos Beschwцrungen", по "Буре" Шекспира, 1938), кантат с оркестром, в т. Ч. "Середина жизни" ("Mitte des Lebens", 1932). Для хора с оркестром - цикл на сл. Рильке "Молитва девушек к богоматери" ("Gebet der Mдdchen zur Maria", 1909), концерта для фп. С орк. (1935), 8 струн. Квартетов и др. Камерно-инстр. Произв., хоров, месс, мотетов, песен.Сочинения. Der Beginn des musikalischen Barock und die Anfдnge der Oper in Wien, W., 1922. Byzantinische Kirchenmusik, Breslau, 1927.
Eastern elements in Western chant, Boston, 1947, Cph., 1967. A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961. Die Musik der byzantinischen Kirche, Kцln, 1959. Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29. Essays on Opera, L., 1950. The origins of Schцnberg's twelve-tone system, Wash., 1958. Die Hymnen der Ostkirche, Basel, 1962.Литература. Schollum R., Egon Wellesz, W., 1964. Ю. В. Келдыш..
Дополнительный поиск Веллес Э.
На нашем сайте Вы найдете значение "Веллес Э." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веллес Э., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 9 символа