Веприк А. М.
Александр Моисеевич (11 (23) VI 1899, Балта, ныне Одесской обл. - 13 X 1958, Москва) - сов. Композитор, музыковед и педагог. Обучался композиции у А. М. Житомирского в Петрогр. Консерватории (1918-21) и Н. Я. Мясковского в Моск. Консерватории (1921-23). В 1923-43 преподавал инструментовку в Моск. Консерватории (с 1930 профессор. В 1938-42 зав. Кафедрой инструментовки). Совмещал педагогич. И творч. Деятельность с муз.-обществ. И просветительской. Участвовал в реорганизации муз. Образования, был чл. Редколлегии сб-ков "Мелос" (1917, 1918) и журн. "Музыкальное образование" (1925-29), работал в Музо Наркомпроса в Петрограде и был научным сотрудником Главпрофобра с 1925, с 1929 - ГАХНа, в 1930-32 действит. Чл. ГАХНа и ГАИСа. В 1927 был послан для ознакомления с постановкой муз.
Образования в Австрию, Германию, Францию, где встречался с П. Хиндемитом, А. Шёнбергом, М. Равелем и А. Онеггером. Работал в Киргизии (1940).В. Создал произв. Разных жанров, наиболее значительные - в симфоническом. Творчеству В. Свойственны эмоциональная напряжённость, нац. Характерный тематизм (еврейский, отличающийся яркой орнаментальностью, а также украинский и киргизский), высокое мастерство оркестровки, культура формы, тенденция к миниатюризму, оригинальное претворение традиций А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова. Наряду с А. А. Крейном, М. Ф. Гнесиным и М. А. Мильнером был видным мастером евр. Музыки ("Кадиш" - вокализ для голоса и фп., "Еврейские песни" - 2 на нар. Тексты, 2 на сл. И. Фефера и И. Харика. Все - 1926). Многое в творчестве В.
Роднит его с Б. Бартоком ("5 маленьких пьес для симф. Орк." и др.). В теоретич. Трудах и педагогич. Практике В. Показал зависимость орк. Тембров и принципов орк. Письма от особенностей муз. Стиля и конкретных образных задач. В "Очерках..." дал характеристику развития орк. Стилей от И. С. Баха до Д. Д. Шостаковича. Автор статей о С. С. Прокофьеве, Шёнберге, Хиндемите, Э. Кшенеке, Бартоке и др. (в журн. "Музыкальное образование", "Музыка и революция", "Пролетарский музыкант", "СМ").Сочинения. Опера - Токтогул (1940, Фрунзе. 2-я опера того же назв., совм. С А. Малдыбаевым, соч. 1949). Для орк. И хора - Проклятие фашизму (1944), Народ-герой (1955). Для оrк. - 2 симфонии (1931, 1938), Пляски и песни гетто (1927), Траурная песня (1932) и Песня ликования (1935, обе во 2-й ред.
- 1958), 5 маленьких пьес для симф. Оркестра (1930, 2-я ред. - 1957), сюита из оперы Токтогул (1942, 2-я ред. - 1958), Пастораль (1946. 2-я ред. - 1958), 2 поэмы (1957), Импровизация (1958). Камерн. Ансамбли - сюита для скрипки и фп. (1925), Рапсодия для альта и фп.(1926). Для фп. - 3 сонаты (1922, 1924, 1928). Пьесы для разл. Инстр. Песни и романсы. Музыка к кинофильму "Последняя ночь" (1936).Литературные сочинения. К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма. О методах преподавания инструментовки, М., 1931. Трактовка инструментов оркестра, М., 1948, 1961. Очерки по вопросам оркестровых стилей, М., 1961.Литература. Альшванг A., О творчестве А. Веприка, "СМ", 1933, No 4. Чулаки М., Книги А. М. Веприка, "СМ", 1962, No 12. Богданов-Березовский В., А.
М. Веприк, М. - Л., 1964. Его же, Композитор и учёный, "СМ", 1969, No 9. Дельсон В., А. М. Веприк, "МЖ", 1969, No 12. В. Ю. Дельсон..
Дополнительный поиск Веприк А. М.
На нашем сайте Вы найдете значение "Веприк А. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веприк А. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 12 символа