Веприк А. М.

97

Александр Моисеевич (11 (23) VI 1899, Балта, ныне Одесской обл. - 13 X 1958, Москва) - сов. Композитор, музыковед и педагог. Обучался композиции у А. М. Житомирского в Петрогр. Консерватории (1918-21) и Н. Я. Мясковского в Моск. Консерватории (1921-23). В 1923-43 преподавал инструментовку в Моск. Консерватории (с 1930 профессор. В 1938-42 зав. Кафедрой инструментовки). Совмещал педагогич. И творч. Деятельность с муз.-обществ. И просветительской. Участвовал в реорганизации муз. Образования, был чл. Редколлегии сб-ков "Мелос" (1917, 1918) и журн. "Музыкальное образование" (1925-29), работал в Музо Наркомпроса в Петрограде и был научным сотрудником Главпрофобра с 1925, с 1929 - ГАХНа, в 1930-32 действит. Чл. ГАХНа и ГАИСа. В 1927 был послан для ознакомления с постановкой муз.

Образования в Австрию, Германию, Францию, где встречался с П. Хиндемитом, А. Шёнбергом, М. Равелем и А. Онеггером. Работал в Киргизии (1940).В. Создал произв. Разных жанров, наиболее значительные - в симфоническом. Творчеству В. Свойственны эмоциональная напряжённость, нац. Характерный тематизм (еврейский, отличающийся яркой орнаментальностью, а также украинский и киргизский), высокое мастерство оркестровки, культура формы, тенденция к миниатюризму, оригинальное претворение традиций А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова. Наряду с А. А. Крейном, М. Ф. Гнесиным и М. А. Мильнером был видным мастером евр. Музыки ("Кадиш" - вокализ для голоса и фп., "Еврейские песни" - 2 на нар. Тексты, 2 на сл. И. Фефера и И. Харика. Все - 1926). Многое в творчестве В.

Роднит его с Б. Бартоком ("5 маленьких пьес для симф. Орк." и др.). В теоретич. Трудах и педагогич. Практике В. Показал зависимость орк. Тембров и принципов орк. Письма от особенностей муз. Стиля и конкретных образных задач. В "Очерках..." дал характеристику развития орк. Стилей от И. С. Баха до Д. Д. Шостаковича. Автор статей о С. С. Прокофьеве, Шёнберге, Хиндемите, Э. Кшенеке, Бартоке и др. (в журн. "Музыкальное образование", "Музыка и революция", "Пролетарский музыкант", "СМ").Сочинения. Опера - Токтогул (1940, Фрунзе. 2-я опера того же назв., совм. С А. Малдыбаевым, соч. 1949). Для орк. И хора - Проклятие фашизму (1944), Народ-герой (1955). Для оrк. - 2 симфонии (1931, 1938), Пляски и песни гетто (1927), Траурная песня (1932) и Песня ликования (1935, обе во 2-й ред.

- 1958), 5 маленьких пьес для симф. Оркестра (1930, 2-я ред. - 1957), сюита из оперы Токтогул (1942, 2-я ред. - 1958), Пастораль (1946. 2-я ред. - 1958), 2 поэмы (1957), Импровизация (1958). Камерн. Ансамбли - сюита для скрипки и фп. (1925), Рапсодия для альта и фп.(1926). Для фп. - 3 сонаты (1922, 1924, 1928). Пьесы для разл. Инстр. Песни и романсы. Музыка к кинофильму "Последняя ночь" (1936).Литературные сочинения. К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма. О методах преподавания инструментовки, М., 1931. Трактовка инструментов оркестра, М., 1948, 1961. Очерки по вопросам оркестровых стилей, М., 1961.Литература. Альшванг A., О творчестве А. Веприка, "СМ", 1933, No 4. Чулаки М., Книги А. М. Веприка, "СМ", 1962, No 12. Богданов-Березовский В., А.

М. Веприк, М. - Л., 1964. Его же, Композитор и учёный, "СМ", 1969, No 9. Дельсон В., А. М. Веприк, "МЖ", 1969, No 12. В. Ю. Дельсон..

Значения в других словарях
Венявский Г.

(Wieniawski) Генрик (10 VII 1835, Люблин - 31 III (12 IV) 1880, Москва) - польский скрипач, педагог и композитор. Игре на скрипке обучался с 6-летнего возраста у Я. Хорнзеля и С. Сервачиньского в Люблине. Окончил Парижскую консерваторию по классам скрипки Ж. Л. Массара (1846) и композиции И. Коллета (1850). В 1848 дебютировал в Москве, в 1851-53 совершил конц. Турне по Польше, России и Германии (вместе с братом, пианистом Ю. Венявским). К этому времени относится издание его первых скрипич. Пьес...

Венявский Ю.

(Wieniawski) Юзеф (23 V 1837, Люблин - 11 XI 1912, Брюссель) - польск. Пианист и композитор, брат Г. Венявского. В 1846-50 учился в Парижской консерватории у Ж. П. Циммермана, Ш. В. Алкана и А. Ф. Мармонтеля (фп.). С 1848 выступал в дуэте с Генриком В., затем с сольными концертами как пианист и дирижёр в Бельгии, Германии, России и Польше. В 1856 совершенствовался у Ф. Листа (фп.) в Веймаре и у А. Б. Маркса (контрапункт) в Берлине. Затем поселился во Франции, где пропагандировал музыку С. Монюшк..

Верачини

(Veracini), итал. Музыканты. 1) Антoнио В. (17 I 1659, по др. Данным 1650, Флоренция - 26 X 1733, там же) - скрипач и композитор. Придв. Музыкант великой горцогини Виктории Тосканской. Автор сб. Трио-сонат ор. 1 (1692), церк. Сонат для скр. И баса оp. 2 (б. Г.), камерных сонат для 2 скр. И баса ор. 3 (1696). 2) Франческо Мария В. (1 II 1690, Флоренция - по уточнённым данным, 31 X 1768, там же) - скрипач и композитор. Племянник и ученик Антонио В. По композиции занимался у Дж. М. Казини и Ф. Гасп..

Вербицкий М. М.

Михаил Михайлович (1815, с. Улюч, близ Перемышля - 7 XII 1870, с. Млыны, ныне в Польше) - укр. Композитор, хор. Дирижёр и муз. Деятель. Муз. Образование получил в Перемышле в Певческой школе и у комп. Ф. Лоренца. Учился музыке также во Львовской духовной семинарии. В 1850 окончил духовную семинарию в Перемышле. В 40-х гг. Работал регентом церк. Хоров во Львове и Перемышле. С 1852 жил в с. Млыны.В. - один из первых проф. Композиторов Зап. Украины 19 в. Автор первых укр. Увертюр для симф. Оркестра..

Дополнительный поиск Веприк А. М. Веприк А. М.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веприк А. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веприк А. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 12 символа