Вербункош

204

(венг. Verbunkos, от нем. Werbung - вербовка) - жанр венг. Танц. Музыки, возникший во 2-й половине 18 в., а также стиль венг. Инструментальной музыки конца 18 - нач. 19 вв., оказавший значительное влияние на всю венгерскую нац. Музыку, начиная с танц. Музыки и популярных песен и кончая оперой и симф. Произв. В музыковедческой лит-ре 20 в. Термин "В." обозначает гл. Обр. Муз. Стиль. Зарождение В. Связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в. Вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 эта музыка получила название "В.", распространившееся по всей стране. В основе В. Лежал мужской танец вербунк (verbunk tбnc), возникший из нар. Танцев гайдуков, свинопасов и др. И исполнявшийся либо как виртуозный сольный, либо как групповой танец.

Вербунк играл значит. Роль ещё во время революции и войны за освобождение Венгрии 1848-49. Повстанцы прибегали к нему при вербовке новобранцев для пополнения своих рядов. Позднее вербунк стал уступать место возникшему из его быстрой части (friss) чардашу. Музыка В. Исполнялась, как правило, цыганскими ансамблями (обычно в составе двух скрипок, контрабаса, цимбал), однако на нек-рых старинных рисунках, запечатлевших сцену вербовки, изображён лишь один музыкант, играющий на волынке. Муз. Язык раннего В. Свидетельствует о разнородности его истоков. В нём заметны элементы старинных венг. Танц. Мелодий, фольклора соседних народов - южных славян и румын, мотивы вост. Музыки, привнесённые, вероятно, исполнителями - цыганами, а также черты, определяющиеся влиянием совр.

Проф. Нем. И итал. Музыки. В., представляющий собой единый жизнеспособный сплав этих элементов, стал муз. Символом венг. Нации. В нём нашло отражение характерное для обществ. Жизни Венгрии 2-й пол. 18 в. Пробуждение нац. Самосознания. Постепенно определился комплекс присущих В. Стилевых особенностей. Пунктирные и обращлнные пунктирные ритмы. "цыганский" или "венгерский" звукоряд с двумя увелич. Секундами. Чередование широких, напевных мелодий в медленном темпе (lassъ или hallgatу) с муз. Отрывками, проходящими в стремительно быстром темпе (friss). Фигурация разл. Видов, в т. Ч. Виртуозная инстр. (скрипичная) орнаментика, осн. На импровизац. Характере исполнения. Частое применение пассажей из триолей. Легко запоминающиеся ка-денционные формулы, связанные с танц.

Фигурой "притопывания" (bokбzу).Первые сохранившиеся венг. Нотные издания В. Относятся к 80-м гг. 18 в., это песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа:Ф.Вершеги. Песня. 1780.Й. Бенграф. Танец из сб. "Двенадцать венгерских танцев для клавичембало". 1790.В. Достиг расцвета в нач. 19 в. В творчестве и исполнительстве знаменитой "триады" скрипачей-виртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака.Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804.Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его "Венгерские песни из области Веспрем" ("Magyar Nуtбk Veszprйm Vб megyйbцl", 1823-1832) содержат 135 пьес в 15 выпусках.Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832.После 1830 В. Выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в камерную инструментальную и фп.

Музыку, в романс и оперу.Характерный образец В. - знаменитый Ракоци-марш, созданный неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др. Произведениях разрабатывает мелодии В. Ф. Эркель во многих эпизодах своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные для В. Ритмо-интонации.Ф. Эркель. Отрывок из 3-го акта оперы "Банк бан".Под влиянием стиля В. Написаны нек-рые произведения Б. Бартока, в частности симф. Поэма "Кошут", рапсодия для фп. С орк., концерт для орк. И др.Примером использования старинного В. В совр. Венг. Музыке может служить антракт из оперы З. Кодая "Хари Янош":В. Нашёл отражение в творчестве мн. Западноевроп. Композиторов. Эпизод a-moll в финале скр. Концерта В. А. Моцарта A-dur (К-V 219,1775) Б.

Сабольчи считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. Встречаются у Й. Гайдна (Rondo all ongarese из фп. Трио G-dur и др. Произведения), Л. Бетховена (эпизод g-moll в финале 3-й симфонии, тема побочной партии в финале 7-й симфонии, увертюра "Король Стефан"), Ф. Шуберта (финал стр. Квинтета C-dur op. 163, "Венгерский дивертисмент" для фп. В 4 руки и ряд небольших инстр. Произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии Ракоци-марша в оратории "Осуждение Фауста"), И. Брамса (концерты, Венгерские танцы) и др.Литература. Мильштейн Я., Ф. Лист, т. I, M., 1956, 1971. Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. С венг., Будапешт, 1964, с. 53-65, 148-57. Rйthei-Prikke1 M., A magyarsбg tбncai, Bdpst, 1924. Majог E., Adatok a verbunkos tцrtйnetйhez, "Muzsika", 1929, v.

1, No 4. Szabolcsi В., A magyar zenetцrtйnet kйzikцnyve, Bdpst, 1947, 1955. Его жe, A magyar zene йvszбzadai XVIII-XIX sz., kцt. 2, Bdpst, 1961. Major E., Bihari Jбnos verbunkosainak visszhangja a XIX sz. Magyar zenйben, "Ьj zenei szemle", Bdpst, 1952, No 4. П. Ф. Вейс..

Значения в других словарях
Верачини

(Veracini), итал. Музыканты. 1) Антoнио В. (17 I 1659, по др. Данным 1650, Флоренция - 26 X 1733, там же) - скрипач и композитор. Придв. Музыкант великой горцогини Виктории Тосканской. Автор сб. Трио-сонат ор. 1 (1692), церк. Сонат для скр. И баса оp. 2 (б. Г.), камерных сонат для 2 скр. И баса ор. 3 (1696). 2) Франческо Мария В. (1 II 1690, Флоренция - по уточнённым данным, 31 X 1768, там же) - скрипач и композитор. Племянник и ученик Антонио В. По композиции занимался у Дж. М. Казини и Ф. Гасп..

Вербицкий М. М.

Михаил Михайлович (1815, с. Улюч, близ Перемышля - 7 XII 1870, с. Млыны, ныне в Польше) - укр. Композитор, хор. Дирижёр и муз. Деятель. Муз. Образование получил в Перемышле в Певческой школе и у комп. Ф. Лоренца. Учился музыке также во Львовской духовной семинарии. В 1850 окончил духовную семинарию в Перемышле. В 40-х гг. Работал регентом церк. Хоров во Львове и Перемышле. С 1852 жил в с. Млыны.В. - один из первых проф. Композиторов Зап. Украины 19 в. Автор первых укр. Увертюр для симф. Оркестра..

Вердело Ф.

(Verdelot) Филипп (1485, Карпантра, по др. Данным, Кадрус - 1567, Флоренция) - фламандский композитор. Б. Ч. Жизни провёл в Италии. В 1520-е гг. Пел в капеллах и рук. Церк. Хорами в разл. Соборах, с 1524 служил при дворе папы Климента VII, затем был капельмейстером собора Сан-Джованни во Флоренции (ок. 1530-40). В. - один из создателей итал. Мадригала 16 в. Им написано ок. 100 мадригалов (изд. 1530-89. Мн. Остались в рукоп.). Известны 3 сб. Мадригалов для 4 голосов (1535-37), 4 сб. Для 5 голосов..

Вёрджинел

(англ. Virginal, франц. Virginale) - струн. Клавишный инструмент. Название, возможно, связано с популярностью инструмента среди женщин - любительниц музыки (лат. Virgo - женщина), возможно, происходит от лат. Слова virgula - палочка. Род небольшого клавесина, обычно прямоугольной формы, чаще всего без ножек и с одним мануалом (клавиатурой). На каждый звук приходилось по одной струне. Струны располагались по диагонали (слева направо). Корпус, как правило, богато украшался инкрустациями и живопись..

Дополнительный поиск Вербункош Вербункош

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вербункош" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вербункош, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа