Виртуоз

114

(итал. Virtuoso, от лат. Virtus - сила, доблесть, талант) - музыкант-исполнитель (а также вообще всякий артист, художник, мастер), в совершенстве владеющий техникой своей профессии. В более точном смысле слова. Артист, доблестно (т.е. Смело, отважно) преодолевающий технич. Трудности. Совр. Смысл термин "В." приобрёл лишь в 18 в. В 17 в. В Италии В. Называли выдающегося артиста или учёного, в конце того же века - музыканта-профессионала, в отличие от любителя, позднее - музыканта-исполнителя, в отличие от композитора. Однако, как правило, в 17- 18 вв., отчасти ив 19 в. Крупнейшие В. Были одновременно и великими композиторами (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Лист и др.).Иск-во исполнителя-В. Неразрывно связано с артистич.

Воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим впечатляющей интерпретации произведений. Этим оно резко отличается от т.н. Виртуозничества, при к-ром художеств. Ценность музыки и исполнения отступает на второй план и даже приносится в жертву технич. Мастерству игры. Виртуозничество развивалось параллельно с виртуозностью. В 17-18 вв. Оно нашло яркое выражение в итал. Опере (певцы-кастраты). В 19 в., в связи с развитием романтич. Иск-ва, виртуозное исполнит. Мастерство достигло своего апогея. В это же время значит. Место в муз. Жизни заняло и виртуозничество, вылившееся в салонно-виртуозное направление. В это время оно особенно проявилось в области фп. Исполнительства. Исполняемые произв. Нередко бесцеремонно переделывались, искажались, уснащались эффектными пассажами, позволявшими пианисту блеснуть беглостью пальцев, громоподобными тремоло, бравурными октавами и т.п.

Возникла даже особая разновидность муз. Литературы - пьесы салонно-виртуозного характера, малоценные в художеств. Отношении, предназначенные лишь для демонстрации техники игры сочиняющего эти пьесы исполнителя ("Морской бой", "Битва при Жемаппе", "Разорение Москвы" Штейбельта, "Сумасшедший" Калькбреннера, "Пробуждение льва" Ан. Контского, "Бабочки" и транскрипции Розенталя и др.).Развращающее влияние, оказываемое виртуозничеством на вкусы общества, вызывало естеств. Возмущение и резкие протесты со стороны серьёзных музыкантов (Э. Т. А. Гофман, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов), порождало в них недоверчивое отношение к виртуозности как таковой. Слово В. Они употребляли в иронич. Плане, истолковывая его как порицание.

По отношению к большим артистам они обычно применяли термин "В." лишь в соединении с эпитетом "истинный".Классич. Образцы подлинной виртуозности - игра Н. Паганини, Ф. Листа (в пору зрелости). Истинными В. Должны быть признаны и многие выдающиеся исполнители последующего времени.Литература. Hoffmann E. T. A., Zwei Trios fьr Pianoforte, Violine und Violoncello op. 70, von L. Van Beethoven. Rezension, "Allgemeine Musikalische Zeitung", 1812/1813, то же, в кн. Е.Т.A. Hoffmanns musikalische Schriften, Tl 3, Regensburg, 1921. Wagner R., Der Virtuos und der Kьnstler, Gesammelte Schriften, Bd. 7, Lpz., 1914, S. 63-76. Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918. Вlaukopf К., Grosse Virtuosen, W., 1954,2 1957. Pincherle M., Le monde des virtuoses, P., 1961.Г.

М. Коган..

Значения в других словарях
Вирен И.

(Wiren) Даг Ивар (р. 15 X 1905, Нура) - швед. Композитор. В 1926-31 обучался в Высшей муз. Школе в Стокгольме у О. Линдберга (муз.-теоретич. Предметы) и Э. Эльберга (контрапункт и инструментовка), в 1932-34 совершенствовался в Париже у Л. Л. Сабанеева (композиция, инструментовка). В 1938-46 муз. Рецензент газ. "Svenska Morgonbladet". В 1939-68 чл. Правления Междунар. Муз. Агентства швед. Композиторов, в 1947-63 вице-президент Союза композиторов Швеции. Соч. В. Свойственны чёткость и лаконизм фор..

Вирсаладзе

Сов. Пианистки. Анастасия Давидовна В. (29 Х (10 XI) 1883, Кутаиси - 5IX 1968, Тбилиси) - нар. Арт. Груз. ССР (1960). В 1909 окончила Петербургскую консерваторию по классу фп. А. Н. Есиповой. С 1921 преподавала в Тбилисской консерватории. В 1929-46 зав. Фп. Отделением, с 1936 профессор. Вела широкую конц. Деятельность. Воспитала плеяду талантливых пианистов-исполнителей и педагогов. Э. Вирсаладзе, А. Кикодзе, Н. Чиковани, Т. Чхартшвили, Н. Димитриади и др. В числе её учеников - Д. А. Башкиров и ..

Висконти Л.

(Visconti) Лукино (2 XI 1906, Милан - 17 III 1976, Рим) - итал. Режиссёр. Один из крупнейших мастеров мирового киноиск-ва, выдающийся режиссёр драм. И муз. Т-ра. Ставил гл. Обр. Оперы итал. Композиторов, стремился к раскрытию первонач. Авторского замысла, стараясь очистить произведения от исполнит. Штампов. Сотрудничал с дирижёрами Г. Караяном, Л. Бернстайном и исполнителями М. Каллас, Дж. Ди Стефано, Т. Гобби, Д. Фишером-Дискау и др. Среди пост. В. Выделяются оперы "Весталка" Спонтини (1954), "..

Вислоужил Й.

(Vyslouzil) Йиржи (p. 11 V 1924, Koшице) - чеш. Музыковед. Учился в Брненском ун-те у Я. Рацека и Б. Штедроня (1944-49). Науч. Сотрудник Ин-та этнографии Чеш. АН (1949-50), преподаватель Высшей муз. Школы в г. Кромержиж (1952-54), ун-та в Брно (с 1953. С 1972 профессор и зав. Кафедрой музыковедения философского ф-та). Рук. Collegium musicum (с 1968), пред. Междунар. Муз. Фестиваля в Брно и Об-ва им. Л. Яначека (с 1977), чл. Редколлегии журн. "Opus musicum" (1969-79), "Hudebnн veda" (с 1970), чл...

Дополнительный поиск Виртуоз Виртуоз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Виртуоз" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Виртуоз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа