Вьётан А.

97

(Vieuxtemps) Анри (17 II 1820, Вервье, пров. Льеж - 6 VI 1881, Мустафа, Алжир) - бельг. Скрипач, композитор и педагог. Род. В семье музыканта. С 5 лет обучался игре на скрипке. В 7-летнем возрасте выступил публично в концерте муз. Общества в Вервье, позднее с успехом играл в Брюсселе, Антверпене и др. Бельг. Городах. В 1828-31 учился у Ш. Берио в Париже, затем изучал гармонию у С. Зехтера в Вене, совершенствовался по композиции у А. Рейхи в Париже (1835). В Вене с большим успехом исполнил в 1834 скрипич. Концерт Л. Бетховена, возродив интерес к этому (в то время забытому) произв. В том же году выступал в Лондоне, где встретился с Н. Паганини. В дальнейшей творч. Биографии В. Большое значение имеют рус. Связи, начало к-рым положили его гастроли в 1838 в Петербурге и Москве.

В России В. Жил в 1838-40, в 1845-52 работал придв. Солистом в Петербурге, давал концерты во мн. Рус. Городах, выступал в качестве квартетиста, преподавал. Общение с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, В. Ф. Одоевским, А. Г. Рубинштейном, знакомство с рус. Иск-вом обогатили его творчество. Талант В. Достиг полной зрелости в России, где он завоевал исключит. Популярность у рус. Слушателей. Его игра увлекала худож. Завершённостью, виртуозным размахом, пластичностью и красотой звука. В России В. Создал своё самое значит. Произв. - 4-й концерт для скрипки с оркестром, "Фантазию аппассионату", мн. Пьесы на рус. Темы (обр. Для скрипки и фп. Романсов и песен А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, в т.ч. "Соловей", фантазия на темы оперы "Аскольдова могила" А.

Н. Верстовского). Покинув в 1852 Россию, В. Жил в Брюсселе, Франкфурте-на-Майне, Париже, совершая конц. Поездки по США., странам Ближнего Востока. В 1860 вновь концертировал в Петербурге и Москве. После 1871 из-за болезни прекратил исполнит. Деятельность. Был профессором Брюссельской консерватории (1871-73), где у него занимался Э. Изаи. Возглавлял Об-во нар. Симф. Концертов в Брюсселе. В 1879 переселился в Алжир.В историю муз. Исполнительства В. Вошёл как один из крупнейших художников-скрипачей романтич. Направления. Вместе с Ш. Берио и Изаи он составил триаду артистов, утвердивших мировое значение белы. Нац. Скрипичной школы. Композиторское дарование В. Ценили Г. Берлиоз и П. И. Чайковский. Произв. В., отличающиеся мелодичностью, богато разработанной виртуозной фактурой, до сих пор входят в репертуар скрипачей.

Значительнейшей вехой в развитии скрипичного виртуозного концерта являются 7 концертов В. Для скрипки с оркестром. В них композитор продолжил и развил жанр "большого" романтич. Скрипич. Концерта, начало к-рому положил Н. Паганини. Концерты В. Отличаются декламационной приподнятостью стиля, яркими драматич. Контрастами, декоративной красочностью письма, масштабностью виртуозной партии скрипки соло, насыщенностью орк. Сопровождения. В. Написал мн. Небольших скрипичных пьес, этюды и др. Произв. (в т.ч. 2 концерта для виолончели с оркестром).Литература. Серов А. Н., Критические статьи, т. L-3, СПБ., 1892-95. Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898. Esсudiеr L., Mes souvenirs. Les virtuoses, P., 1868. Kufferath M., Henri Vieuxtemps, Brux., 1883.

Radoux J.-Th., Henri Vieuxtemps, Liиge, 1891. Bergmans P., Henri Vieuxtemps, Turnhout, 1920. Systermans G., Henri Vieuxtempsd' aprиs une correspondence inйdite, Brux., 1920.И. М. Ямпольский..

Значения в других словарях
Вьенер Ж.

(Wiener) Жан (р. 19 III 1896, Париж) - франц. Композитор, пианист. Ученик А. Жедальжа. С 1912 популяризировал во Франции музыку амер. Негров, писал фп. Пьесы в джазовом стиле. В 1912 начал конц. Деятельность как пианист (с 1925 в фп. Дуэте с К. Дусе). В. Выступал как пропагандист творчества М. Де Фальи, А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, Ф. Пуленка, Д. Мийо. Вместе с Мийо концертировал в СССР (1926). Получили известность Франко-американский концерт В. (1923, исп. 1924), эстрадные песни, джазовые п..

Вьерн Л. В. Ж.

(Vierne) Луи Виктор Жюль (8 X 1870, Пуатье - 2 VI 1937, Париж) - франц. Органист, композитор. Род. Слепым, зрение его частично восстановилось после операции (1877). Учился в Ин-те слепых, затем в Парижской консерватории у С. Франка и Ш. Видора. С 1892 помощник Видора в церкви Сен-Сюльпис, с 1894 его ассистент в консерватории. С 1893 концертировал как органист в странах Зап. Европы, исполняя произв. Классиков и собств. Импровизации. В композиторском творчестве (особенно в произв. Для органа) разв..

Вьетнамская музыка

В многонац. Вьетнаме каждая из населяющих его народностей (более 60) обладает своей нац. Культурой, имеющей древние традиции. Среди предметов материальной культуры, найденных при раскопках и относящихся к 1-му тыс. До н. Э., были обнаружены большие бронзовые барабаны с изображением сцен из жизни предков вьетнамцев - лаквьетов. Это танцы, сопровождаемые игрой на духовых и ударных инструментах. Найдено много древних инструментов типа гобоя и трещоток.В. М. Богата разд. Вок. Жанрами, среди к-рых на..

Вэттик Т. П.

Туудур Пэтерович (р. 23 XII 1897 (4 I 1898), Вирумаа) - сов. Композитор и дирижёр. Нар. Арт. Эст. ССР (1980). В 1926 окончил Таллинскую консерваторию по классу муз. Педагогики, по композиции занимался у А. И. Каппа и M. M. Саара. В 1940 основал кафедру дирижирования в Таллинской консерватории, был первым её заведующим (с 1947 профессор). Гл. Дирижёр мн. Певческих праздников (1923-80). Автор ряда работ по хор. Дирижированию. Гос. Пр. Эст. ССР (1948).Сочинения. Кантаты - Большой праздничный день (..

Дополнительный поиск Вьётан А. Вьётан А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вьётан А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вьётан А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа