Галантный стиль

160

(от франц. Galant - учтивый, вежливый, изысканный) - стиль европ. Музыки начала и сер. 18 в. Наз. Также стилем рококо (франц. Rococo) по аналогии с соотв. Стилем изобразит. Иск-ва. Термин "галантный" первоначально служил для обозначения салонно-аристократич поэзии, тяготеющей к малым формам и выдержанной в игриво-эротич. Тонах. К музыке термин впервые применен, по-видимому, И. Г. Вальтером ("Praecepta", 1708, II, 10). Г. С. Сформировался как антипод к "ученому" полифонич. Стилю эпохи барокко. Идеологи Г. С считали, что судьей при оценке муз. Произведения должно быть ухо любителя, ищущего в музыке наслаждения. Художеств. Идеалами стали ясность, доступность, изящество, приятность. Музыка рассматривалась как подобие выразительной и вместе с тем утончённой речи, занимательной светской беседы.

Характерно название пьес франц. Композитора Г. Гийме. "Шесть сонат-квартетов, или Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью" ("Six sonates en quatuors, ou Conversations gбlantes et amusantes entre une flыte traversiиre, un violon, une basse de violon et un violoncelle", 1743). Полифония уступила место гомофонии. Напевная мелодия развёртывалась на фоне скупого и прозрачного гармонич. Сопровождения. Мелодии обильно уснащались орнаментальными украшениями - мелизмами, как бы перекликаясь с богатой изукрашенностью деталей в архитектуре и декоративном иск-ве того времени. Ранее в каждой пьесе композиторы выражали один аффект (см. Аффектов теория). Теперь, стремясь к "приятному разнообразию", композиторы наполняли свои произведения контрастами, в т.ч.

И динамическими. Из муз. Жанров предпочтение оказывалось инстр. Миниатюре разл. Рода - портретно- изобразительной, пасторальной, танцевальной. Исключит. Значение для формирования Г. С. Имели франц. Лютневая и в особенности клавесинная музыка (Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо создали образцы клавесинной миниатюры Г. С.), итал. Клавесинная музыка ("упражнения", или сонаты, Д. Скарлатти и др.). В то же время Г. С. Проявился и в др. Жанрах муз. Иск-ва. В салонной песне-романсе, в опере, балете, порой превращавшихся в сюиты-дивертисменты. Таковы оперы-балеты "Венецианские празднества" ("Le carnaval de Venise", 1699) A. Кампра, "Галантная Индия" ("Les Indes galantes", 1735) Рамо. В числе первого поколения представителей Г. С. - Р. Кайзер и Г. Ф. Телеман (Германия).В творчестве представителей второго поколения Г.

С. Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини, Б. Галуппи (Италия), И. Г. Грауна, Ф. Э. Баха и др. (Германия) выступают новые черты - стремление к особой выразительной насыщенности музыки, к нежности, элегантности музыкальных образов. В мелодике важнейшее значение приобретают интонации вздоха, в гармонии используются сопоставления мажора и минора, более развитые отклонения и модуляции. Г. С. Перерастает в новый, "чувствительный" стиль.В процессе развития "чувствительного" стиля выкристаллизовались новые муз.-эстетич. Идеалы - естественность, правдивость, единство аффекта, одушевлённость и напевность мелодии, умение музыкой затрагивать человеческие сердца. Деятельность младших представителей Г. С. И "чувствительного" стиля - сыновей И. С. Баха, композиторов мангеймской школы и венской предклассич.

Школы - непосредственно вела к формированию венской классической школы. Термин "Г. С." не получил всеобщего признания. Многие исследователи, в частности советские, применяют вместо него понятия предклассического или ранне- классического стиля.Литература. Bьcken E., Der galante Stil, "ZfMw", VI, 1923/24. Его же, Musik des Rokokos und der Klassik, Wildpark - Potsdam, 1928 (Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. Von E. Bьcken, Lfg 1, 3, 5, 7-9, 11, 15), рус. Пер. - М., 1934. Dahms W., The "galant" style of music, "MQ", XI, 1925. Gradenwitz P., Mid-18th century transformations of style, "ML", XVIII, 1937. Hoffmann-Erbrecht L., Der "galante Stil" in der Musik des 18. Jahrhunderts, "StMw", XXV, 1962..

Значения в других словарях
Гаккель Л. Е.

Леонид Евгеньевич (псевд. - Ю. Вересков) (р. 27 I 1936, Ленинград) - сов. Музыковед, муз. Критик, пианист и педагог. Доктор искусствоведения (1979). Окончил Ленингр. Консерваторию по классу фп. У H. E. Перельмана (1958) и аспирантуру при ней у Л. А. Баренбойма (1961, кафедра истории и теории исполнит. Иск-ва). С 1961 преподаёт в Ленингр. Консерватории (с 1967 доцент). В центре науч. Интересов Г. - фп. Музыка 20 в. И проблемы её интерпретации, а также совр. Фп. Исполнит. Иск-во. Автор книг "Форте..

Галамян И.

(Galamian) Иван (р. 5 II 1906, Тебриз, Иран) - амер. Скрипач и педагог. В 1922 окончил Моск. Консерваторию по классу скрипки К. Г. Мостраса В 1923-24 занимался у Л. Капе в Париже. Концертировал во Франции и Германии. С 1930 живет в США Преподает в Муз. Ин-те Кёртис в Филадельфии и Джульярдской школе в Нью-Йорке. Г.- один из видных совр. Амер. Преподавателей скрипич игры (среди его учеников - М. Рабин) Автор скрипич школы и инструктивных сочинений для скрипки.. ..

Галахов О. Б.

Олег Борисович (р. 10 VIII 1945, Горловка Донецкой обл.) - сов. Композитор. Чл. КПСС с 1975. В 1970 окончил Моск. Консерваторию у Т. Н. Хренникова (ранее занимался у Р. К. Щедрина). В 1974-79 ответств. Секретарь, с 1979 зам. Пред. Правления Моск. Организации CK РСФСР.Сочинения. Оратория Исторические песни (слова народные, собранные А. С. Пушкиным в Оренбургской обл., 1970, 2-я ред. 1980). Кантаты - Двадцать шесть (сл. H. H. Асеева и текст из "Воспоминаний" А. И. Микояна, 1968. 2-я ред. 1974), пи..

Галачян Г. А.

Гоар Амбарцумовна (р. 21 XI 1924, Ереван) - сов. Певица (меццо-сопрано). Нар. Арт. Арм. ССР (1967). В 1952 окончила Ереванскую консерваторию у Т. К. Шахназарян. В 1952-56 и с 1960 солистка Арм. Т-ра оперы и балета, в 1956-59 - Большого т-ра СССР. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Кончаковна, Амнерис. Эболи ("Дон Карлос"). Адальжиза ("Норма"), Кармен. Иокаста ("Царь Эдип" Стравинского), Гертруда ("Банк бан" Эркеля), Алмаст. Парандзем ("Аршак II" Чухаджяна). Выступает как конц. Певица. С ..

Дополнительный поиск Галантный стиль Галантный стиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Галантный стиль" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Галантный стиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 15 символа