Гарбузов Н. А.
Николай Александрович (23 VI (5 VII) 1880, Москва - 3 V 1955, там же) - сов. Муз. Теоретик, учёный в обл. Акустики. Доктор искусствоведения (1940). Окончил в 1906 Горный ин-т в Петербурге, в 1916 - Муз.-драм. Уч-ще Моск. Филармонич. Об-ва по классам композиции А. Н. Корещенко и А. Д. Кастальского. В 1911-21 преподавал в Моск. Механико-технич. Уч-ще курс неорганич. Химии. С 1921 вёл исследовательскую работу в созданном при его непосредств. Участии Гос. Ин-те муз. Науки (ГИМН, возглавлял вплоть до его ликвидации в 1931). Работал также в Гос. Академии искусствознания (ГАИС, с 1931) и Науч.-исследовательском ин-те при Моск. Консерватории (с 1932, в 1934-37 директор). В 1923-51 профессор по классу муз. Акустики, в 1933-48 руководитель акустич. Лаборатории Моск.
Консерватории. В 1944 принимал активное участие в организации Ин-та истории иск-в АН СССР и возглавлял его муз. Сектор. Учениками Г. Являются мн. Сов. Музыковеды и акустики (С. С. Скребков, А. В. Рабинович, С. Г. Корсунский и др.).Г. Был видным представителем акустического направления в муз.-теоретич. Науке. Его исследования утвердили понимание предмета муз. Акустики как раздела совр. Теории музыки. Осн. Работы Г. Близко соприкасаются с вопросами, затрагивающими природу гармонии и слухового восприятия. В разработанной им в 1920-30 теоретич. Системе (т. Н. Теория многоосновности ладов и созвучий) доказывается акустич. Основа явлений гармонии (призвуки, порождённые не одним, а несколькими исходными звуками, сливаются, образуя созвучия). В 1940-50 в серии опубликованных исследований Г.
Обосновал теорию зонной природы слухового восприятия (см. Зона). Согласно этой теории, восприятие высоты, громкости, тембра, динамики, темпа, ритмики, интонац. Соотношений происходит в пределах известного количественного диапазона, на всём протяжении к-рого сохраняется данное качество звука. Г. Занимался также вопросами рус. Нар. Многоголосия, науч. Систематизацией и уточнением терминологии теории музыки. Ему принадлежат общая редакция и ряд глав в учебном пособии "Музыкальная акустика" (М.-Л., 1940, М., 1954).Сочинения. Акустическая природа мажора и минора, в кн. Сборник работ Комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925 (Труды ГИМН). Натуральные призвуки и их гармоническое значение, там же. Теория многоосновности ладов и созвучий, ч.
1, М., 1928 (нем. Пер., 1929). Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2 (отд. 1. Процесс становления звуков как причина ладового движения, отд. 2. Статьи С. С. Скребкова и С. Г. Корсунского), М., 1932. Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками, в кн. Сборник работ секции по музыкальной акустике, вып. 2, М., 1929 (Труды ГИМН). О многоголосии русской народной песни, М.-Л., 1939. Терминология по элементарной теории музыки, М.-Л., 1944. Древнерусское народное многоголосие, М.-Л., 1948. Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948. Зонная природа темпа и ритма, М., 1950. Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951. Зонная природа динамического слуха, М., 1955. Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.Литература.
Скребков С. С., Николай Александрович Гарбузов (1880-1955), в кн. Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966, с. 115-120.И. М. Ямпольский..
Дополнительный поиск Гарбузов Н. А.
На нашем сайте Вы найдете значение "Гарбузов Н. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гарбузов Н. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 14 символа