Гармонь

93

Гармоника, гармония, - клавишно-пневматический инструмент. Корпус состоит из двух частей, между к-рыми помещается воздушный резервуар - мех. Источник звука - проскакивающие язычки. Прототипом инструмента была Г., сконструированная в 1822 нем. Мастером К. Ф. Л. Бушманом в Берлине. Венский мастер К. Демиан снабдил Г. Набором готовых аккордов для аккомпанемента, каждый из к-рых извлекается при нажатии левой рукой одной клавиши (1829). Г. Быстро получила широкое распространение, в т. Ч. В России. Было создано большое число её разновидностей, сохраняющих, однако, те же осн. Черты конструкции. В правой части корпуса Г. Размещаются один или неск. Комплектов язычков, предназначенных для исполнения мелодии. При сжатии меха воздух движется в одном направлении, при растяжении - в другом.

Язычки располагаются парами. Один из них звучит при сжатии, другой - при растяжении меха. Если оба они настроены по-разному, то нажатие к.-л. Кнопки позволяет извлекать разл. Звуки при растягивании и сжатии меха. На Г. Т. Н. Нем. Строя при сжатии извлекались звуки с, е, g (в неск. Октавах), при растяжении - d, f, a, h. На Г. Рус. Строя - наоборот. Г. Имели 5, 7 и более кнопок. Такая система удешевляла производство и была удобна для музыкантов-любителей. Она была применена во мн. Зарубежных и рус. Г. (тульская, саратовская, бологоевская, касимовская, белобородовская, череповка и "черепашка", венская и др.). Инициатором создания рус. Гармоники с хроматич. Звукорядом был Н. И. Белобородов. Двухрядная клавишная Г. Его конструкции была изготовлена мастером Л.

А. Чулковым в 1871 или неск. Годами позднее. Более прогрессивной является система, при к-рой оба язычка, составляющие пару, настраиваются в унисон. Высота звука на таких Г. Не зависит от направления движения меха. Эта система также нашла широкое применение, напр. В сибирской Г., ливенской, елецкой рояльной, вятской "тальянке", "хромке", аккордеоне, баяне. Чтобы обогатить исполнит. Возможности инструментов, их стали снабжать неск. Комплектами язычков, включавшимися при помощи особых регистров (удвоения в унисон или в октаву). На левой части корпуса помещаются кнопки клавиатур, служащие для аккомпанемента (в нек-рых образцах Г., напр. В оркестровых и в "черепашках", левая часть корпуса была "глухой", без кнопок и клавиш).

На Г. С 2 кнопками в левой части корпуса одна даёт при сжатии и растяжении I и V ступени (басы), другая - трезвучия. На Г. С 4 кнопками извлекается и субдоминанта. На первых примитивных Г. Даже простейшие муз. Произв. Звучали искаженно. С увеличением числа кнопок возможности аккомпанемента обогащались. В усовершенствованном виде система "готового" аккомпанемента сохранилась вплоть до наших дней. В России крупнейшим центром производства Г. Была Тула. Г. Получила широкое распространение у народов Поволжья и Кавказа, где созданы нац. Г. Нек-рые русские, марийские, татарские, кабардинские и др. Г. Располагали звукорядами, характерными для нац. Фольклора. Большой популярностью пользовались т. Н. "венская двухрядная" и "хромка". Наиболее совершенными Г., располагающими хроматич.

Звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, являются аккордеон и баян. Г. Способствовала формированию и развитию жанра частушки. Нек-рые исполнители достигали в игре на Г. Подлинной виртуозности и выступали в концертах (П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко и др.). Хотя мн. Музыканты отрицательно оценивали роль Г. В развитии нар. Муз. Культуры, с конца 19 в. Г. Начинает считаться характерным рус. Инструментом. Чайковский вводит Г. В состав симф. Оркестра (2-я сюита), ряд композиторов использует в своих сочинениях гармонные обороты (И. Ф. Стравинский, А. Ф. Пащенко, Д. Д. Шостакович).Литература. Гармоника. Краткие сведения о ей возникновении, развитии и производстве на Западе и в России, М., 1928. Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1939.

Mодр A., Музыкальные инструменты, М., 1959. Благодатов Г., Русская гармоника, М., 1960. Мирек A., Из истории баяна и аккордеона, М., 1967. Его же, Справочник по гармоникам, М., 1968. Rоtt A., Geschichte der Harmonika. Volksmusikinstrumente, Essen, 1954.Г. И. Благодатов..

Значения в других словарях
Гармонический минор

Разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень Г. М. - высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники. Между VI и VII ступенями возникает интервал ув. Секунды.На I и IV ступенях Г. М. Сохраняются, как и в натуральном миноре, малые (минорные) трезвучия (t и s), a на V ступени образуется большое (мажорное) трезвучие (D). Наличие вводного тона и связанная с этим мажорность доминанты позволяют трактовать аккордовые соединения и связи ..

Гармония

(греч. Armonia - связь, стройность, соразмерность) - выразительные средства музыки, осн. На объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. Проявляется не только в многоголосии, но и в одноголосии - мелодии. Коренные понятия Г. - аккорд, ладовая, функция (см. Функции ладовые), голосоведение. Терцовый принцип образования аккорда главенствует в течение мн. Веков в проф. И нар. Музыке разл. Народов. Ладовые функции возникают в г..

Гарнер Э.

(Garner) Эрролл (15 VI1921, Питсбург - 3 I 1977, Лос-Анджелес) - амер. Джазовый пианист негр. Происхождения. Спец. Муз. Образования не получил. С 1939 выступал в Питсбурге и Нью-Йорке, с 1944 играл в трио С. Стюарта в Нью-Йорке. Участвовал в джазовом фестивале в Париже (1948), выступая с созданным им трио (фп., контрабас, ударные). Один из популярных джазовых музыкантов, Г. В своей исполнит. Манере сочетал элементы виртуозной импровизационности, свойственной совр. Стилям, с живостью и экспрессие..

Гарсиа М. П. В.

(Garcнa) Мануэль дель Пополо Висенте (22 I 1775, Севилья - 9 VI 1832, Париж) - испан. Певец (тенор), гитарист, композитор и вок. Педагог. Родоначальник семьи известных вокалистов. С 6-летнего возраста пел в церк. Хоре в Севилье, где учился пению у А. Рипы и X. Альмарчи. Первые муз. Сочинения написал для Нар. Т-ра в Кадисе. Поступив в 1798 в театр. Труппу в Мадриде, стал одним из лучших исполнителей теноровых партий во франц. Комич. Операх, модных в то время в Испании. В 1802 участвовал в испан. ..

Дополнительный поиск Гармонь Гармонь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гармонь" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гармонь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа