Глиэр Р. М.
Рейнгольд Морицевич (30 XII 1874 (111 1875), Киев - 23 VI 1956, Москва) - сов. Композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. Деятель. Нар. Арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). В 1900 окончил Моск. Консерваторию, где занимался у М. М. Ипполитова-Иванова (композиция), А. С. Аренского и Г. Э. Конюса (гармония), С. И. Танеева (полифония), И. В. Гржимали (скрипка). В 1900-01 в Петербурге посещал собрания Беляевского кружка. С 1901 преподавал муз.-теоретич. Предметы в Моск. Муз. Школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. - Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). С 1913 профессор по классу композиции, с 1914 директор киевской консерватории, а также рук. Оперного, оркестрового, камерно-инстр. Классов (среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П.
Фролов и др.). В 1920-41 профессор Моск. Консерватории по классу композиции (среди учеников - Ан. Н. Александров, А. А. Давиденко, Л. К. Книппер и др.).В первые годы после Великой Окт. Социалистич. Революции вёл муз.-просветительную работу в красноармейских и рабочих аудиториях. В 1920-22 зав. Муз. Секцией Моск. Отдела нар. Образования, сотрудник Муз. Отдела Наркомпроса РСФСР, чл. Этнографич. Секции Моск. Пролеткульта. В 1938-48 пред. Оргкомитета Союза советских композиторов. С 1908 выступал как дирижёр (в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии). В кон. 30-х гг., а также в 1947 и 1950 предпринял несколько гастрольных поездок по Сов. Союзу, выступая с авторскими концертами.Творчество Г. Тесно связано с традициями рус. Муз. Классики. Для произв.
Г. Характерны теплота и искренность высказывания, отмеченные широкой мелодич. Распевностью. Музыка Г. Одновременно подкупает изяществом гармонии, ясностью и стройностью форм. В целом композитору свойственна эмоцион. Уравновешенность, в его сочинениях доминируют светлые, лирич. И эпически-повествоват. Настроения. Муз. Наследие Г. Велико и разнообразно по жанрам. Крупной вехой в истории отечеств. Балета стал "Красный мак" (1927, Большой т-р, Москва), первый сов. Репертуарный балет на совр. Революц. Тему. Широкую популярность получил балет Г. "Медный всадник" (по А. С. Пушкину, 1949, Ленингр. Т-р оперы и балета), в к-ром эпизоды тонкой, проникновенной лирики чередуются с торжественными, славящими рус. Народ. В этих произв. Г., как и во мн. Других, органично претворены интонации рус.
Нар. Песен и танцев. Композитор также использует в своём творчестве фольклорные источники и др. Народов Сов. Союза. Его оперы "Шахсенем" (1927, Азерб. Т-р оперы и балета), "Лейли и Меджнун" (соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. Т-р оперы и балета) и "Гюльсара" (соавтор тот же, 1949, там же) стали значит, вехой в становлении азерб. И узб. Муз.-театр. Культур. В этих произв. Г. Соединил своеобразные черты иск-ва народов Закавказья и Ср. Азии с приёмами рус. Классич. Муз. Школы. Неоднократно обращался композитор и к укр. Фольклорному материалу (симф. Картина "Запорожцы" - 1921, симф. Поэма "Заповит" - 1941, и др.).Отличительные черты симф. Произв. Г. - монументальность образов, яркая живописность, картинность, колористич. Изысканность, тяготение к программности.
Наиболее ярко проявились они в 3-й симфонии ("Илья Муромец", 1909-11), продолжающей традиц. Для рус. Музыки линию эпич. Симфонизма. Одно из центр. Мест в творчестве Г. Принадлежит концерту для голоса с оркестром (1943), насыщенному задушевными песенными оборотами. Среди камерных произв. Популярность получил 4-й струн, квартет (1946). Г. - автор большого числа произв. Для разл. Инструментов (гл. Обр. Фп.), занявших прочное место в учебно-педагогическом репертуаре.Сочинения. Оперы - опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, пост. 1927 на рус. Яз., Баку. 2-я ред. 1934, на азерб. Яз., Азерб. Т-р оперы и балета, Баку), Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. Т-р оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т.
Садыков, пост. 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, конц. Исп. 1947, артистами Оперно-драматич. Т-ра им. К. Станиславского, Москва). Муз. Драма - Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Г., пост. 1936, Ташкент). Балеты - Хризис (1912, Интернац. Т-р, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Муз. Студия Художественного т-ра, Москва), Красный мак (с 1957 - Красный цветок, пост. 1927, Большой т-р, Москва. 2-я ред., пост. 1949, Ленингр. Т-р оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, 1931, Большой т-р, Москва. 2-я ред. Под назв. Дочь Кастилии, 1955, Муз. Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А.
С. Пушкина, 1949, Ленингр. Т-р оперы и балета. Гос. Пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52). Кантата Слава Советской Армии (1953). Для орк. - 3 симфонии (1899-1900. 2-я- 1907. 3-я - Илья Муромец, 1909-11). Симф. Поэмы - Сирены (1908. Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41). Увертюры - Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45). Симф. Картина Запорожцы (1921). Концерты с орк. - для арфы (1938), для голоса (1943. Гос. Пр. СССР, 1946), для влч. (1947), для валторны (1951). Для духового орк. - На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943).
Для орк. Нар. Инструментов - Симфония-фантазия (1943). Камерно-инстр. Орк. Произв. - 3 секстета (1898, 1904, 1905 - Глинкинская пр., 1905). 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 - No 4, Гос. Пр. СССР, 1948). Для фп. - 150 пьес, в т.ч. 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др. Для скр., в т.ч. 12 дуэтов для 2 скр. (1909). Для влч. - свыше 70 пьес, в т.ч. 12 листков из альбома (1910). Романсы и песни - ок. 150. Музыка к драматическим спектаклям и фильмам.Литература. Бэлза И., Концерты Глиэра, М., 1955. Его же, Р. М. Глиэр, М., 1962. Катонова С, Балеты Р. М. Глиэра, М., 1960. Петрова H., P. M. Глиэр. 1875-1956. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1962. Леонова М., Симфонические произведения P.M.
Глиэра. Справочник-путеводитель, М., 1962. Яголим Б., Р. М. Глиэр. Нотографический справочник, М., 1964. Р. М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1-2, М.-Л., 1965-67. Г. М. Цыпин..
Дополнительный поиск Глиэр Р. М.
На нашем сайте Вы найдете значение "Глиэр Р. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глиэр Р. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 11 символа