Голосоведение

177

(нем. Stimmfьhrung, англ. Part-writing, voice-leading (в США), франц. Conduite des voix) - движение отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном музыкальном произведении при переходе от одного сочетания звуков к другому, иначе говоря, общий принцип развития мелодич. Линий (голосов), из к-рых складывается муз. Ткань (фактура) произведения.Особенности Г. Зависят от стилистич. Принципов композитора, целых композиторских школ и творч. Направлений, а также от того, для какого состава исполнителей написано данное сочинение. В широком плане Г. Подчинено как мелодич., так и гармонич. Закономерностям. На ведении отд. Голоса сказываются местоположение его в муз. Ткани (верхний, нижний, средний и т.п.) и исполнит. Возможности инструмента, к-рому поручено его исполнение.По соотношению голосов различают Г.

Прямое, косвенное и противоположное. Прямое (разновидность - параллельное) движение характеризуется единым восходящим или нисходящим направлением движения во всех голосах, косвенное - оставлением одного или нескольких голосов на неизм. Высоте, противоположное - разл. Направлением движущихся голосов (в чистом виде возможно только в двухголосии, при большем числе голосов обязательно сочетается с прямым или косвенным движением).Каждый голос может двигаться поступенно или скачком. Поступенное движение обеспечивает наибольшую плавность и связность созвучий. Секундовые смещения всех голосов способны сделать естественным даже последование гармонически-удалённых друг от друга созвучий. Особая плавность достигается при косвенном движении, когда выдерживается общий тон аккордов, прочие же голоса движутся на близкие расстояния.В зависимости от типа взаимосвязи одновременно звучащих голосов различают Г.

Гармоническое, гетерофонно-подголосочное и полифоническое.Гармоническое Г. Связано с аккордовой, хоральной (см. Хорал) фактурой, к-рую отличает единство ритма всех голосов. Оптимальное исторически сложившееся число голосов - четыре, что соответствует голосам хора. Сопрано, альту, тенору и басу. Голоса эти могут удваиваться. Соединение аккордов при косвенном движении носит название гармония., при прямом и противоположном - мелодич. Соединения. Часто гармонич. Г. Подчинено сопровождению ведущей мелодии (обычно в верхнем голосе) и относится к т.н. Гомофонно-гармонич. Складу (см. Гомофония).Гетерофонно-подголосочное Г. (см. Гетерофония) характеризуется прямым (часто - параллельным) движением. В разл. Голосах звучат варианты одной и той же мелодии.

Степень вариантности зависит от стиля и нац. Своеобразия произведения. Гетерофонно- подголосочное Г. Характерно для ряда муз.-стилистических явлений, напр. Для григорианского хорала (Европа 11-14 вв.), ряда пар. Муз. Культур (в частности, для рус. Протяжной песни). Встречается в сочинениях композиторов, в той или иной степени использовавших подголосочные традиции нар. Музыки (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие).А. П. Бородин. Хор поселян из оперы "Князь Игорь".Полифоническое Г. (см. Полифония) связано с одноврем. Проведением нескольких более или менее самостоят. Мелодий.Р.Вагнер. Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".Характерной особенностью полифонич. Г. Является самостоятельность ритма в каждом из голосов при косвенном их движении.Это обеспечивает хорошую узнаваемость каждой мелодии на слух и позволяет следить за их сочетанием.Музыканты-практики и теоретики начали проявлять внимание к Г.

Уже со времён раннего средневековья. Так, Гвидо д'Ареццо выступил против паралл. Органума Хукбальда и в своей теории occursus сформулировал правила соединения голосов в каденциях. Последующее развитие учения о Г. Непосредственно отражает эволюцию муз. Искусства, его осн. Стилей. До 16 в. Правила Г. Для разл. Голосов были разными - в присоединявшемся к тенору и дисканту контратеноре (для инстр. Исполнения) допускались скачки, перекрещивание с др. Голосами. В 16 в. Благодаря вокализации муз. Ткани и применению имитаций происходит значит. "выравнивание" голосов. Мн. Правила контрапункта были по существу правилами Г. - противоположное движение голосов как основа, запрещение паралл. Движения и перечений, предпочтение уменьшенных интервалов увеличенным (поскольку после скачка естественным представлялось мелодич.

Движение в др. Сторону) и т.д. (правила эти в известной степени сохранили значение и в гомофонной хоральной фактуре). Уже с 17 в. Установилось различие т.н. Строгого и свободного стилей. Строгий стиль характеризовался в числе прочего неизм. Числом голосов в произведении, в свободном стиле оно постоянно менялось (наряду с т.н. Реальными голосами появлялись дополняющие голоса и звуки), допускались многие "вольности" Г. В эпоху генерал-баса Г. Постепенно освобождается от строгих правил контрапункта. В то же время наиболее мелодически развитым становится верхний голос, тогда как остальные занимают подчинённое положение. Подобное соотношение во многом сохраняется и после того, как генерал-бас перестал применяться, особенно в фп.

И оркестровой музыке (по преимуществу "заполняющая" роль средних голосов), хотя с нач. 20 в. Значение полифонического Г. Вновь возросло.Литература. Скребков С., Полифонический анализ, М., 1940. Его же, Учебник полифонии, М., 1965. Его же, Гармония в современной музыке, М., 1965. Mазель Л., О мелодии, М., 1952. Берков В., Гармония, учебник, ч. 1, М., 1962, 2 под назв. Учебник гармонии, М., 1970. Протопопов Вл., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962. Его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западно-европейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965. Способин И., Музыкальная форма, М., 1964. Тюлин Ю. И Привано Н., Теоретические основы гармонии, М., 1965. Степанов А., Гармония, M., 1971.

Степанов А., Чугаев А., Полифония, М., 1972.Ф. Г. Арзаманов..

Значения в других словарях
Головщик

Певец в рус. Церк. Хоре, исполнял соло, в нек-рых случаях - начало песнопения в качестве запева. Г. Должен был обладать звучным голосом и хорошим муз. Слухом, знать хор. Пение, а также богослужение и церк. Устав. Иногда Г. Называли по-гречески доместиками или демественниками. Вступления Г. В певч. Книгах, как правило, изложены в областях мрачного и светлого согласий церк. Звукоряда (с - а). Очевидно, Г. Были гл. Обр. Басы. Название "Г." бытовало до 17 в. Вышло из употребления после реорганизации..

Голос

(лат. Vox, франц. Voix, итал. Voce, англ. Voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. Линия как часть многоголосного муз. Произведения. Совокупность этих линий составляет муз. Целое - фактуру муз. Произведения. Характер движения голосов определяет тот или иной тип голосоведения. Устойчивое число Г. И их относит, равноправие характерны для полифонич. Музыки. В музыке гомофонной ведущим, как правило, является один Г., обычно верхний. В случаях, когда ведущий Г., особенно развитый и выделяющийся, предназначен..

Голоубек Л.

(Holoubek) Ладислав (р. 13 VIII 1913, Прага) - слов. Композитор и дирижёр. Учился композиции у А. Мойзеса в Братиславе (1929-32) и у В. Новака в Праге (1934-36), дирижированию - у Й. Винцоурека в Братиславе. Был дирижёром оперных спектаклей Слов. Нац. Т-ра в Братиславе (1933-52, 1959-1966. Участвовал в пост. "Повести о настоящем человеке" Прокофьева, 1961). Гл. Дирижёр слов. Армейского художеств. Ансамбля в Братиславе (1952-55) и Нац. Т-ра в Кошице (1955-58 и с 1966). В репертуаре мн. Оперы веду..

Голощёкин Д. С.

Давид Семёнович (р. 10 VI 1944, Москва) - сов. Джазовый скрипач, пианист, флюгель-горнист и композитор. Окончив по классу скрипки муз. Школу-десятилетку при Ленингр. Консерватории, начал работать как джазовый музыкант, выступив в качестве контрабасиста на джаз-фестивале "Таллин-61". В 1963-64 рук. Ансамбля Всесоюзного гастрольно-конц. Объединения в Ленинграде, в 1965-68 солист-пианист и аранжировщик джаз-оркестров. С 1969 Худ. Рук. Основанного им джаз-ансамбля. Г. - один из видных джазовых импро..

Дополнительный поиск Голосоведение Голосоведение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Голосоведение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Голосоведение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 13 символа