Госсек Ф. Ж.
(Gossec) Франсуа Жозеф (17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия - 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) - франц. Композитор, дирижёр, педагог и муз. Деятель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Сын бедного крестьянина, в детстве пастух. Учился в певч. Школе кафедрального собора в Антверпене. С 1751 жил в Париже, где в 1754-62 работал капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, затем у принца Конти, в 1766 интендант музыки у принца Конде в Шантийи. Г. Возглавлял осн. Им в 1770 об-во "Концерты любителей", реорганизовал в 1773 об-во "Духовные концерты", где до 1777 руководил конц. Мероприятиями. Одновременно служил в т-ре "Корол. Академия музыки" (с 1774 преподаватель, с 1778 хормейстер). В 1784 организовал при т-ре Корол.
Школу пения и декламации, на основе к-рой в 1793 возник Нац. Муз. Ин-т (с 1795 - консерватория. Её профессор и ведущий инспектор). Убеждённый республиканец, Г. При реставрации Бурбонов был отстранён от работы в консерватории (как педагог - в 1814 и как инспектор - в 1816).Г. - родоначальник франц. Симфонии (1-я - 1754, особенно популярной была "Охотничья симфония", изд. 1766). Композитор использовал опыт мангеймцев, расширил состав оркестра, проявил изобретательность в применении дух. Инструментов (кларнетов, тромбонов, валторн), динамич. И колористич. Эффектов. Значителен вклад Г. В камерную музыку (квартеты, трио). На парижских сценах ставились оперы Г. Однако его комич. Оперы уступали сочинениям А. Гретри, а муз. Трагедии - произв.
К. В. Глюка, реформу к-рого Г. Поддержал, но в своём творчестве отразил лишь отчасти ("Тесей", 1782, т-р "Корол. Академия музыки", Париж). Опера "Сабин" (с балетной сценой "Кадриль наций", 1773, Версаль) предвосхищает стиль большой оперы Г. Спонтини.Признанный мастер, Г. Стал виднейшим муз. Деятелем Великой франц. Революции. Он был организатором и рук. Массовых муз. Исполнений с участием хоров, оркестров и народа на площадях Парижа, штатным дирижёром оркестра Нац. Гвардии, учредителем новой системы муз. Образования и педагогом (совм. С Б. Сарретом создал муз. Школу Нац. Гвардии, к-рая впоследствии слилась с Корол. Школой, образовав Нац. Муз. Ин-т). Композитор-новатор, Г. Создал новые муз. Жанры. Его "Песня 14 июля" ("Le Chant du 14 juillet", 1790) положила начало революц.-патриотич.
Массовой песне. "Скорбный марш" для дух. Оркестра (1790, к церемонии почестей жертвам восстания в Нанси. В 1791 прозвучал на похоронах Мирабо) - героич. Траурному маршу и новой военно-дух. Музыке. "Те Deum" для гигантского 3-гол. Муж. Хора и оркестра (1200 певцов и 800 исполнителей на дух. Инструментах и приглушённых барабанах. Исп. На празднике Федерации, 1790) - монументальному вок.-орк. Стилю, нашедшему выражение в революц. Кантатах и гимнах этой эпохи. Апофеоз "Дароприношение Свободе" ("LOffrande а La Libertй", 1792, т-р "Академия музыки", Париж. После свержения короля) и опера "Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" (1793, там же. Через неск. Дней после казни короля) - агитац. Опере Революции.Неутомимая творч. Деятельность Г.
Продолжалась на протяжении всех революц. Лет (среди сочинений - хор "Пробудись, народ!", "Дифирамб Федерации", "Гимн Свободе", "Гимн Верховному существу"). После термидорианского переворота активность Г. Резко снизилась.В период империи он написал только симфонию (1809) и "Последнюю мессу живущих" ("Derniиre messe des vivants", 1813). Г. Участвовал в создании учебников по теории музыки, сольфеджио и методике пения, составленных профессорами консерватории (изд. 1799-1803). В рукописи остались его трактаты по гармонии и контрапункту.Сочинения. Оперы (ок. 20), в т. Ч. Мнимый лорд (Le faux lord, с балетом Охота, 1765, т-р "Театр Итальен", Париж), Рыбаки (Les pкcheurs, 1766, там же), Туанон и Туанетта (1767, там же), Двойное притворство (La double dйguisement, 1767, там же), Алексис и Дафна, Филемон и Бавкида (обе 1775, т-р "Корол.
Академия музыки", Париж), Сельский праздник (La fкte de village, 1778, там же), Розина, или Покинутая супруга (Rosine, ou Lйpouse abandonnйe, 1786, там же). Балеты, в т. Ч. Мирза (1779, там же. Нов. Ред. 1788). Для хора, солистов и орк. - оратории, мессы, реквием (Messe des Morts, 1760). Для opк. - 29 симфоний. Для дух. Орк. - 3 симфонии и др. Камерно-инстр. Ансамбли - квартеты и др. Песни, музыка для драм, т-ра и др.Литература. Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. С франц., М., 1933. Гершензон М., Две жизни Госсека, М., 1933. Rадиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. С франц., М., 1934. Неllouin F., Gossec et la musique franзaise а la fin du XVIII siиcle. P., 1903. Dufrane L., Gossec. Sa vie, ses oeuvres, P., 1927.
Prodhоmme J.-G., Fr.-J. Gossec, P., 1949. Brook D. S., La symphonie franзaise dans la seconde moitiй du XVIII siиcle. Thиse..., v. 1-3, P., 1959.Б. С. Штейнпресс..
Дополнительный поиск Госсек Ф. Ж.
На нашем сайте Вы найдете значение "Госсек Ф. Ж." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Госсек Ф. Ж., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 12 символа