Декламация музыкальная

408

(нем. Musikalische Deklamation, франц. La declamation musicale, англ. Musical declamation). 1) В широком смысле - соотношение в вок. Произведении словесной речи и музыки. Оно касается как речевой и муз. Формы, так и содержания структурных элементов речи и музыки. Вок. Музыка обладает большими возможностями для точной передачи мн. Особенностей речи. Так, восходящим и нисходящим интонациям голоса могут соответствовать восходящие и нисходящие ходы мелодии. Речевым акцентам - акценты музыкальные. Подразделению речи на фразы, предложения, поэтич. Строки и строфы - соответств. Подразделения мелодии. Определ. Значение для Д. М. Имеют особенности нац. Словесного языка, его ритмики, использование прозаич. Или поэтич. Текста (последний имеет больше точек соприкосновения с музыкой).Тенденция к наиболее точному воспроизведению в вок.

Музыке поэтической и даже прозаической речи имеет давнее происхождение. В определ. Периоды у отдельных композиторов она выступала очень ярко (напр., оперы "Каменный гость" Даргомыжского и "Женитьба" Мусоргского). Однако при воспроизведении интонаций речи музыка не реализует своих богатых возможностей муз. Обобщения в мелодии, развивающейся в соответствии с собственно-муз. Закономерностями. Вок. Партия в этих случаях приобретает более или менее ярко выраженный характер речитатива, не обладающего широким дыханием и настоящей напевностью. Не случайно, напр., Мусоргский рассматривал оперу "Женитьба" исключительно как эксперимент, уч. Работу. Нек-рой компенсацией может служить инстр. Сопровождение, оно дополняет вок. Партию и воссоздаёт эмоцион.

Подтекст речи, к-рый не в состоянии сколько-нибудь полно передать речитативная вок. Партия. Подобное соотношение вок. Партии и сопровождения отличает зрелые оперы Р. Вагнера (рождающаяся из слов "бесконечная мелодия" в вок. Партии), песни X. Вольфа и т.д. Другая крайность в области Д. М. - свободное развитие мелодии в вокальном сочинении, игнорирующее особенности течения словесного текста, его акцентировку, членение и т.д. Такой подход к трактовке текста в музыке свойствен нек-рым образцам итал. Оперы. Историч. Опыт показывает, что наиболее убедительные художеств. Результаты достигаются в тех случаях, когда композитор избирает "средний" путь - стремясь уложиться в рамки в основном верного произнесения текста, создаёт в то же время закруглённую мелодию, заключающую в себе собственно-муз.

Обобщение. В этом случае синтетич. Муз. Поэтич. Образ может оказаться значительно богаче, чем в случае простого воспроизведения речевых интонаций, т. К. Музыка не только доносит текст до слушателя, но и раскрывает естественно сопутствующие ему чувства и настроения, к-рые поэтич. Текст отображает лишь косвенно и в огранич. Степени. Подобное равноправие двух названных выше тенденций характерно для нар. Иск-ва мн. Стран, для муз. Классики, как зарубежной (оперы В. А. Моцарта, оратории Й. Гайдна, песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса и др.), так и русской (оперы и романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.). Немало замечат. Образцов Д. М., сочетающих тонкое воспроизведение особенностей речи и собственно-музыкальную выразительность, содержит и музыка 20 в.

(оперы К. Дебюсси, Л. Яначека, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.).2) Степень верности воспроизведения поэтич. Текста, его естественного выразит. Произнесения в вок. Сочинении. Отклонения от правильного произнесения текста в вок. Музыке, т. Н. Декламац. Погрешности, чаще всего связаны с акцентами (метрическими, динамическими, звуковысотными) на безударных слогах текста. Они возникают не только при создании музыки композитором, но и при переводе ориг. Текста вок. Произв. На другой язык (см. Эквиритмический перевод).3) То же, что мелодекламация.Литература. Оголевец А. С., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960. Его же, Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966. Асафьев Б. В., Речевая интонанация, Л., 1971. Васина-Гроссман В.

A., Музыка и поэтическое слово, ч. 1, Ритм, М., 1972. Schuback J., Von der musikalischen Deklamation, Gцttingen, 1775. Framйry N. E., Analyse des rapports qui existent entre la musique et la dйclamation, P., 1802. K1enz1 W., Die musikalische Deklamation, в кн. "Musikalisch-Philologische Studien", Lpz., 1880. Schering A., Musikalisches Organismus und Deklamationsrythmik, "ZfMw", XI, 1928/29. Scott Ch.K., Word and tone, t. 1-2, L., 1933. Georgiades Thr. G., Musik und Sprache..., В. - Gцttingen - Hdlb., 1954. Mьller-Blattau J., Das Verhдltnis von Wort und Ton in der Geschichte der Musik, Stuttg., 1952. Brown C. S., Tones into words. Musical compositions as subjects of poetry, Athens, 1953. Petri H., Literatur und Musik, Gцttingen, 1964..

Значения в других словарях
Декады национального искусства

(франц. Decade, от греч. Dexas - десяток) - широкий показ достижений иск-ва народов СССР, систематически проходивший в Москве в 1936-60. Осн. Форма проведения Д. Н. И. - показ опер, балетов, драм. Спектаклей, с 1950 - также произв. Нац. Лит-ры. В каждой Д. Н. И. Участвовало большое число артистов, композиторов, нар. Исполнителей, оперные и драм. Т-ры, хоровые, инстр., хореографич. Проф. И самодеят. Коллективы и др. К Д. Н. И. Приурочивалось открытие выставки живописи и скульптуры данной республи..

Деканова Е. М.

Елизавета Михайловна (2(14) XI 1869, Петербург -1 IV 1918, Париж) - рус. Камерная певица (меццо-сопрано). Занималась в Миланской консерватории у Э. Чимма, брала также уроки пения у Д. Артo (Париж) и К. Эверарди (Киев). В репертуаре Д. Преобладали произв. Рус. Композиторов. Много гастролировала. Пропагандировала рус. Музыку, исполняла также (на языке подлинника) песни и романсы Ф. Листа, И. Брамса, X. Вольфа, Э. Грига, К. Дебюсси, К. Сен-Санса.H. Н. Соколов.. ..

Делаж Ш. М.

(Delage) Шарль Морис (13 XI 1879, Париж -29 IX 1961, там же) - франц. Композитор и муз. Критик. Ученик М. Равеля (с 1900), оказавшего большое влияние на композиторскую деятельность Д. Известность Д. Принесла симф. Поэма "Сказка о море". Среди др. Произв. Три песни ("Интермеццо", "Аметисты", "Из книги Монелле"), вок. Цикл "Четыре индусских поэмы" для сопрано, квартета арф, квартета духовых инстр. И фп. (1913). Струнный квартет (1948). Песни, фп. Пьесы. Творчество Д. Отмечено чертами ориентализма...

Делаланд М. Р.

(Delalande) Мишель Ришар (15 XII 1657, Париж - 18 VI 1726, Версаль) - франц. Композитор и органист. С 15 лет пел в Королевской капелле мальчиков в Париже, после мутации голоса стал органистом, играл в парижских соборах (сочинял музыку для школьных драм). Король Людовик XIV поручил Д. Муз. Занятия с принцессами. В 1683 Д. Получил место интенданта Корол. Капеллы, а с 1704 фактически ею руководил. Д. - автор 20 балетов и придв. Дивертисментов, часть из к-рых предвосхищает оперы-балеты. "Дворец Флор..

Дополнительный поиск Декламация музыкальная Декламация музыкальная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Декламация музыкальная" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Декламация музыкальная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 22 символа